Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Диалектика души, проблема поиска смысла жизни в произведении Л. Толстого «Война и мир» (Школьные сочинения)

Роман-эпопея Л. Толстого "Война и мир" подробно описывает исторические события, которые крепко переплетаются с необыкновенными судьбами главных героев, влияя на их образ жизни, мышление, заставляя задуматься над самыми важными вопросами бытия. Любимых персонажей Лев Николаевич награждает диалектикой души, подробное изображение которой и составляет большую часть произведения.

Прекрасный образец диалектики души мы можем найти в таком персонаже, как князь Андрей Болконский. Впервые этот герой предстает перед читателем в салоне Анны Павловны Шерер.

Там читатель застает его скучающим, равнодушным к разговорам гостей. Кумиром Андрея является Наполеон, оттого он не находит общего языка с присутствующими. Пьер Безухов, близкий знакомый Болконского, разделяет его взгляды, из разговора с ним и становится ясно, что князю безмерно надоели светские вечера, он стремится проявить себя на войне. Жена так же приелась Болконскому, в ней он видит лишь часть того общества, из которого старается вырваться. На войне Андрея не особо интересуют награды, его мечта - совершить великий подвиг, поэтому он полностью отдается службе. Подобный шанс ему предоставляется в Аустерлицком сражении. Князь со знаменем ведёт армию на врага, но его ранят, и он неожиданно видит "высокое, бесконечное небо". В этот переломный момент Андрей разочаровывается в Наполеоне, осознает никчемность своих желаний. Он находит новый смысл существования в проявлении любви к близким людям, заботе о них, но, к сожалению, его жена его умирает при родах. От этого Болконский уходит в себя и занимается лишь благоустройством имения. Здесь он много читает и работает, однако не чувствует себя живым. Но Болконский убеждается в бесполезности своей деятельности, когда встречается с Аракчеевым и Сперанским. Важным моментом в становлении души Андрея является поздка в Отрадное, где происходит судьбоносная встреча &񗝂 он знакомится с Наташей Ростовой. В любви к девушке он открывает новые горизонты, понимает, что жизнь ещё не кончена, что многое впереди. Измена Наташи глубоко ранит князя, он снова отправляется на службу. Во время Бородинского сражения герой совершает подвиг перед самим собой. Если в Аустерлицком сражении он чувствовал себя "выше, над всеми", то здесь становится "одним из многих". Проблема поиска смысла жизни находит своё завершение во время Бородинской битвы. Близость смерти, возникшая вследствие получения тяжелого ранения, дала Болконскому понимание того, что любовь к людям и самопожертвование - главное в жизни. Не зря автор отмечает, что Андрей прощает Наташу, которую неожиданно встречает перед смертью. Тяжело ему даётся осознание приближающейся гибели, но он принимает ее и уходит с миром в сердце.

Ещё одним ярким примером может служить Пьер Безухов. Путь героя очень сложен, его характер складывается прямо на наших глазах. Юноша, отец которого является одним из богатейших людей в стране, приезжает из-за границы после нескольких лет учебы. Впервые появляется он, как и Андрей Болконский, у Анны Шерер. За границей юноша проникся бонапартизмом, поэтому в салоне к молодому человеку относятся с некой опаской. Долгое время Пьер пребывает в скуке, стараясь убить время, участвует в кутежах компании Долохова и корит себя за это. Вскоре после прибытия сына в Россию смерть забирает старого графа Безухов, и по его завещанию Пьер наследует огромные богатства. Пользуясь растерянностью юноши, князь Василий Курагин устраивает свадьбу Пьера и своей дочери Элен — бездушной и хитроумной светской красавицы. Новоиспеченного графа Безухова внезапно "полюбил" свет, и Пьер искренне верит такому отношению. Живя по инерции, он приходит к катастрофе — встречается на дуэли с Долоховым, считая его любовником жены. Все отчетливее начинают проявляться нравственные терзания Пьера. Выход граф стремится найти в самосовершенствовании. Неудивительно, что атеист Безухов становится масоном, надеясь таким образом приступить у борьбе с мировым злом. Безухов ищет полезной общественной деятельности, но наивный и доверчивый он не замечает, как все становится только хуже. Граф пытается преобразовать орден масонов, направить их работу на достижение общего блага, но и здесь он терпит поражение, видя истинную сущность русского масонства. Война 1812 года выводит Пьера из нового нравственного кризиса. Всенародный патриотический подъем захватывает графа, исчезает вера в величие Наполеона. Пьер решает увидеть Бородинское сражение своими глазами. Событие производит переворот в его душе. Он впервые чувствует себя не жалким богатеем или неисправимым неудачником, а частицей своего народа. Под влиянием пережитого Пьер решается на необдуманный поступок - убить Наполеона, чтобы спасти Россию. Приехав в захваченную Москву, Пьер участвует в спасении девочки, потерявшейся во время пожара, вступается за женщину, начав драку с французами, за что попадает в плен. Переломным моментом в судьбе Пьера становиться эпизод казни. Перенесенная трагедия снова вынуждает Пьера прибегнуть к душевным исканиям, к поиску нового смысла жизни. Не долго длятся в этот раз переживания графа. Будучи в плену, под влиянием простого и доброго Платона Каратаева, в нем снова просыпаются духовные силы и любовь к жизни. В Каратаеве Пьер видит мирное, духовное начало, привлекает его и воплощение в Платоне черт всего русского крестьянства. Этот персонаж помог Пьеру взглянуть на мир заново, дав понять, что смысл жизни - в самой жизни. Именно в плену Безухов обретает веру в Бога, понимает, как по-настоящему ценить свое существование. Вскоре Пьеру все же удается спастись из плена. И вот, в его жизнь входит Наташа. В итоге, их трудные, неординарные жизненные пути сошлись. Им пришлось пройти множество испытаний, которые и подготовили их к любви.

Пьер и Андрей являются любимыми мужскими героями Толстого в этом произведении. Писатель далек от идеализации этих персонажей, они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Но пройдя тяжёлый жизненный путь, они становятся высокодуховными людьми. Именно диалектика души показывает внутреннюю красоту героев Л. Толстого.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.