Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Волшебная лирика Михаила Юрьевича Лермонтов! (Школьные сочинения)


Волшебная лирика Михаила Юрьевича Лермонтов!

Как в лирике раскрывались темы одиночества, природы и человека?

1.

Сочинение первое: «Тема одиночества» в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Одиночество – постоянная сопутствующая характеристика лирического героя Лермонтова. Оно, появляется, как следствие особенностей личности героя, и её исключительных притязаний, основной чертой которых является максимализм. Как говорится в латинской поговорке: «Или – Цезарь, или ничто». А так же – позиции, занимаемой им по отношению к миру, противопоставление себя миру: позиция не «я в мире», а «я и мир».

Тема одиночества раскрывается в двух аспектах: во-первых, одиночество выражается во внешней отчуждённости, удалённости от мира людей («Живу как камень меж камней»). В этой связи Лермонтов создаёт целый ряд образов, взятых из мира природы, которые должны подчеркнуть и выразить эту чуждость героя миру людей (подающая в ночи звезда, одинокая сосна и т.д.).


Во-вторых, одиночество принимает форму вынужденного изгнанничества, скитальчества. Однако эта неприкаянность лирического героя не есть результат бегства от мира, а скорее – следствие невозможности найти своё место в мире. Герой оказывается чуждым земле и небесам.

Как человек, он принадлежит земному, человеческому миру и любит земные страдания и радости. С этой точки зрения, небеса, как антитеза земле, чужды и враждебны лирическому герою. Однако в душу героя вложены «неисполнимые желания», он наделен неким знанием. Поэтому земной мир скучен и не интересен ему:

«И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли».

Кроме того, жизненный опыт лирического героя, пережитые им страдания настолько исключительны и необычны, что им нет равных. Земной мир мал и тесен для него. Здесь для него нет места, нет пристанища, слиться, соединиться же с миром небесным он не может. Отсюда срединное положение, между небом и землёй (небо отвергает, земля не принимает), которое занимает лирический герой в мире, - пространство его скитаний.

От одиночества героя не спасает ни любовь, ни дружба, ни родственные связи. Любовь непостоянна: «Любить? Но кого же? – На время не стоит труда». Досуг, проведённый вместе с другом, - потерянное время. ребёнок так же одинок, как и взрослый (мотив разлуки с отцом: «Ужасная судьба отца и сына,

Жить розно и в разлуке умереть»).

Со временем тема одиночества претерпевает изменения. В поздней лирике Лермонтова одиночество связано с неприятием основ миропорядка: герой одинок среди «клеветников», «рабов», не способных понять его высоких стремлений. Он одинок в отчизне, на родине, где стонет человек от рабства и цепей». Он одинок во всём мире, который для него – пустыня, то есть одинок космически. Даже в приобщении к вечной жизни или в минуты просветлённости чувство отчуждённости, отстранённости не исчезает. Состояние просветлённости сопровождается осознанием временности, непостоянности этого состояния.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» начинается с констатации факта одиночества лирического героя. Постепенно тема одиночества вытесняется, отодвигается идеей слияния с космическим. Однако подспудно одиночество лирического героя сохраняется и акцентируется фразой «Я б хотел забыться и заснуть» (связь героя с миром не сохраняется).

Кроме того, одиночество лирического героя реализуется ещё в ряде ситуаций. Во-первых, это ситуация «герой и толпа».

Наружно погружённый в блеск и суету толпы герой сохраняет свою особость, отстранённость, получая возможность за масками разглядеть «приличьем скованный порок». Во-вторых, это одиночество поэта, плата поэта за избранничество. Лирический герой стихотворения «Смерть поэта» одинок, одинок и пророк Лермонтова, получивший дар всеведения и возможность проникать в сердца людей, читать на их лицах черты злобы и порока. Более того, он не просто одинок, а изгоняем из мира людей.

Таким образом, одиночество лирического героя непреодолимо: его гордость не позволяет ему идти на компромисс. Сохраняя своё противостояние окружающему миру, в противовес реальности, он создаёт свой собственный мир – мир мечты и фантазии, в котором и живёт как «замка властелин». Либо, как «пророк» уходит в пустыню, где дикие животные более понятны и близки. Нежели люди. И если в ранней лирике одиночество – это награда за перенесенные страдания, знак избранничества, то в поздней лирике одиночество перестаёт быть признаком исключительности и становится общим законом бытия. Одинок уже не только лирический герой Лермонтова, но целое поколение людей («Дума»).

2.

Сочинение второе: Тема «Человек и Природа» в творчестве М. Ю. Лермонтова.

С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развёртывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний и т.д. В этом случае мир природы как бы проецируется на мир человека. Между ними обнаруживается много общего. Жизнь человека так же недолговечна, как, скажем, и жизнь цветка. А стихия человеческой страсти уподобляется природным стихиям.

Однако, с другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо – вниз и верх. С землёй связано всё конечное, преходящее, временное (это многочисленные, рассыпанные по лермонтовским стихотворениям листки, колеблемые бурей, хилые деревца, цветы и т.д.). Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землёй (человеческое) и небом (божественное) выступают горы. Они незыблемы. Не подвластны разрушениям. С ними связаны самые чистые, светлые воспоминания и переживания. Именно здесь возможно достижение гармонии.

Мир природы лишён единства, очень редко Лермонтову удаётся нарисовать целостный пейзаж. Как правило, картины природы распадаются на ряд отдельных моментов, составных частей. Так, образ пустыни в стихотворении «1881-го июня 11 дня» лишён единства. Перед нами перечень отдельных, самостоятельных образов: ветер, коршун, табун, облако:

«Люблю я ветер меж нагих холмов,

И коршуна в небесной вышине,

И на равнине тени облаков».

Особый аспект темы природы в лирике Лермонтова – тема взаимодействия природы и человека. Раскрытие, подача этой темы определяется своеобразием образа лирического героя, который в этом мире – вечный странник, одинакового чуждый и земле, и небесам. И если мир земной оказывается, тем не менее, близким и понятным лирическому герою, то мир небесный – бесконечно далёким и недостижимым, даже чуждым:

«На звёзды устремлял я часто взор

И на луну, небес ночных узор,

Но чувствовал, что не для них родился».

Подобная чуждость мира небесного миру человека чётко просматривается в стихотворении «Тучи». Первая строфа стихотворения выражает попытку найти нечто общее, некие точки соприкосновения между судьбой человека и образом тучек. И они находятся: и лирический герой и «тучки небесные» - изгнанники»). Во второй строфе, целиком построенной из вопросительных предложений. Поэт пытается выяснить причину изгнания, и выясняется. Что её нет. к миру небесному неприменимы человеческие понятия: «тучки небесные» чужды страсти и чужды страдания. У них нет родины, и, следовательно, не может быть изгнания.

Так как лирический герой Лермонтова противостоит всему миру («Я был рождён, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей»), он противостоит и миру природы. Он наблюдает самостоятельное течение природной жизни и осознаёт невозможность достижения гармонии и единства с природой. Отсюда – два мотива, или точнее. Настроения, чувства. Во-первых, чувство зависти, которое испытывает герой по отношению к некоторым природным явлениям («Почему я не родился этой синею волной?», «Только завидую звёздам прекрасным, только их место занять бы желал»). А, во-вторых, страстное желание слиться с природой. В некоторых стихотворениях Лермонтов даёт описание тех условий, при которых это желание осуществимо. Как правило, условия эти невыполнимы:

«В теснине Кавказа я знаю скалу,

Туда долететь лишь степному орлу (…)

О, если б взойти удалось мне туда.

Как я бы молился и плакал тогда.

И после я сбросил бы цепь бытия,

И с бурею братом назвался бы я!»

(«Крест на скале»)

Достижение единства с природой понимается, как преодоление внутренних противоречий, внутренней раздвоенности, как достижение с миром в целом и обретение покоя. Но это стремление неосуществимо, как из-за изначальной противоречивости человека, так и из-за противоречивости самой природы.

В этой связи, стихотворение «Выхожу один я на дорогу» необычно для лирики Лермонтова. Потому как, обрисована автором ситуация, при которой противостояние верха и низа, неба и земли снимается: разорванные прежде связи восстанавливаются, как по вертикали, так и по горизонтали, то есть – из конца в конец.

«Пустыня внемлет Богу

И звезда с звездою говорит».

Все части космического пространства взаимодействуют, причём взаимодействие это имеет не «механический», «формальный» характер, а естественный. В таком мире лирическому герою удаётся обрести долгожданную гармонию с миром. Он как бы сознательно отказывается от времени, от прошлого и будущего:

«Уж не жду я от жизни ничего,

И не жаль мне прошлого ничуть, » -

и тем самым приобщается к вечности. Мотив сна, одинаково отличного от жизни и от смерти, который появляется в этой строфе, очень характерен для лирики Лермонтова. Поэт как бы продолжает заданную Шекспиром вопрос-тему: «Какие сны в том смертном сне приснятся?».

Развивая и продолжая эту тему, Лермонтов как бы создаёт своеобразную «мифологию» посмертной живой дремоты.

«Сон», именно смертный сон, становится предпосылкой таинственного сновидения. Такой сон трактуется Лермонтовым, как блаженное успокоение, освобождение от страстей, обретение покоя. Посмертный сон-дремота связывает человека с космосом, пробуждает прапамять.

Образ дуба, проявляющийся в последней строфе и символизирующий собой мирное дерево, так же связывает, соединяет собой два мира – мир человека и мир природы, тем самым, подчёркивая нерасторжимость этих миров.

Таким образом, отношения природы и человека в лирике Михаила Юрьевича – неоднозначны. Пребывающий в вечном разладе с самим собой, и со всем окружающим миром, герой лирических произведений автора, всё же, осознаёт в полной мере, свою причастность к миру природы. Однако, он не может добиться полной гармонии с единства в дисгармоничном мире, в мире, где связи разорваны. Гармония человеческой души и гармония природы, друг друга обуславливают, потому как, они – взаимосвязаны!

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:29:39
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение