Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Вы здесь: Критика24.руКрасота

Женские духи: История возникновения и Как наносить аромат правильно (Красота)


Аромат – как некая магическая субстанция …

Парфюм, как средство обольщения.

Волнует, обволакивает, «приподнимает» над обыденностью, не даёт оставаться равнодушным…

Самая простая и чистая радость… Впечатление от него глубоко волнует и оставляет странное чувство, … Он требует любви и желания…. Имя ему – парфюм.

История показывает, что парфюм средство обольщения и наслаждения. Чем-то невообразимо чарующим и таинственным веет от всего, что соприкасается с духами. Так и хочется узнать о духах больше!

Вопросов возникает очень много к парфюму. История возникновения духов. Почему они так сильны над человечеством? Каков их путь через столетия? Как они появились на свет? Как приобретают свою форму? И как же получается, что один и тот же аромат для каждого становится «своим»? Как же найти тот самый «свой» аромат? Как использовать духи? Попробуем разобраться в этих не простых вопросах.

Удивительно и прекрасно искусство парфюмерии. Неудержимо влечёт за собой сладостный и таинственный мир ароматов. И даже у этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции. Только вдумайтесь, ведь история парфюма тесно и неразрывно связана с историей человечества.

Иное измерение.


Светлый, искрящийся, божественный, таинственный, манящий, чарующий…. Так во все века и народы описывали аромат. И не зря. Ведь как показывают исторические факты, именно парфюм со своим тонким ароматом в корне менял ход истории человечества. Всё было бы по иному, если бы…..

Уникальное свойство парфюмерных средств, а они уже были широко распространены, прекрасно знали и использовали ещё в глубокой древности. О том, что запахи могут влиять на человека, было известно ещё в каменном веке, когда ароматы служили культовым целым. Наши далёкие предки применяли душистые вещества, бросая их в костёр, поклонялись огню и дыму. Жрицы сжигали в курильницах душистые травы, коренья растений и ароматных цветов, во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью благовоний постичь божественные тайны, подчинить себе народ и объединить эмоциональный порыв разных людей. Также люди поняли, что сжигание деревьев и смолы может значительно улучшить вкус пищи.

Наши далёкие предки делили парфюм на две категории:

 Аромат воздуха

 Аромат тела

В Египте было распространено изготовление искусственных цветов из папируса и тканей, а древние римляне изготовляли их из деревянных стружек и опускали в розовую воду – это были одни из первых дезодорантов воздуха.

Римляне натирали столы мятой, а стены и полы опрыскивали её настоем.

На Руси с древнейших времён для дезодорирования воздуха использовался можжевельник.

Совет Клеопатры

Истории известно, что когда Клеопатра на своём корабле плыла к Антонию, то на горизонте (когда уже виднелся берег возлюбленного) она приказывала слугам опрыскивать паруса мистическим ароматом сандала, дабы когда повеет ветер, чтобы возлюбленный знал, что к нему направляется корабль царственной Клеопатры. Этим же ароматом пользовались секс - дивы всех времён и народов Афродита, Мэрилин Монро, Марлен Дитрих…. Наверное, именно поэтому они и были образцом подражания. Ведь сандал – это настоящий эликсир счастья!

Новые ароматы

Беря своё начало от ароматных кореньев, когда-то курившихся на жертвенных алтарях, аромат распространил своё влияние, и господство во времени и пространстве. Жители Древнего Египта почитали своих богов окуриванием и изготавливали парфюмированные бальзамы и ароматные масла, которыми они сопровождали различного рода обряды, ими же дополняли женские туалеты.

С глубокой древности люди ухаживали за кожей своего тела: многие народы уделяли этому повышенное внимание. Скифские женщины растирали на абразивном камне водную пасту из опилок кипариса, кедра и кусков ладана, которой обмазывали тело; на другой день нанесённый состав смывали водой.

В древних странах Средиземноморья и на Востоке средства для натирания тела изготовлялись из цветов (лилии, ириса, нарцисса, майорана, розы и т.д.), в качестве растворителя использовалось оливковое масло.

А далее греки привезли из своих экспедиций совершенно новые, до этого неизвестные, ароматы.

Целебная сила аромата…

Античный Рим приписывал ароматам целебную силу. Римлянами было доказано, что вдыхание душистых веществ оказывает на мозговую деятельность весьма значительное физиологическое воздействие. Аромат может изменять мускульную силу, ритм дыхания и пульс, кровяное и внутричерепное давление и даже влиять на зрение. Также Древним Римом было установлено, что запах бергамотного масла улучшает зрение в сумерки, а некоторые довольно неприятные запахи, наоборот, ухудшают. А в скором времени были созданы духи, которые могли снимать нервное напряжение.

Искусство парфюмерии

Нашествие беспощадных варваров на время приостановило использование ароматов на Западе. Только тогда народы Ислама стали задумываться о развитии искусства парфюмерии. И в скором времени они в этом деле весьма преуспели. Арабы и персы превратились в искусных знатоков пряностей.

Тайная шкатулка Македонского

Ну а если верить Плинию, то первая шкатулка с благоухающими ароматами принадлежала царю Дарию и досталась от него в дар Александру Македонскому вместе с другой военной добычей. Довольно широко применялись благовония и в Древней Греции, где использовали эфирные масла, вырабатываемые вручную из цветов. Сведения об этом содержатся в записях на глиняных дощечках, найденных при раскопках греческих городов и лишь недавно расшифрованных.

Расширение торговых отношений

Особенно преуспевали в торговле косметическими и ароматическими средствами купцы Багдадского Халифата. Чудесная цветочная вода, благоухающие бальзамы, изысканные благовония… Чего там только не было! Баночки, тюбики, бутылочки, шкатулки…Сухие, сыпучие, твёрдые, жидкие духи.… В парфюмерной восточных базаров многочисленные торговцы предлагали богатейший выбор изысканных душистых веществ.

Но давайте не будем завидовать женщинам Древнего Востока, т.к. в наше время выбор парфюма намного богаче!

Итак, история шла своим чередом…

Далее…

Необходимо было дождаться 12 века и расширения торговых отношений, что бы, что бы ароматических феномен получил вновь развитие. Открытие специализированных университетов помогает ароматному чуду раскрыться в полную силу. И короли, и господа, и придворные дамы, и сэры открыли для себя уникальные гигиенические и столь нужные обольстительные свойства парфюмерии.

В то время стремительно Венеция становится столицей парфюма и центром переработки восточных пряностей.

Драгоценный аромат

Древняя Франция, входившая в то время в категорию варваров, по-настоящему открыла для себя волшебство драгоценных и чудодейственных ароматов только после крестового похода с королем Людовиком Святым в 13 веке. Он способствовал распространению парфюмерии в Европе. Благородное войско короля быстро разжилось баночками с благовониями, т.к. именно эти ароматы напоминали им любящие и нежные глаза их прекрасных дам.

После таких баночек с благовониями, даруемых рыцарями своим возлюбленным, все старания церкви сохранить свой аромат курения пошли прахом, ведь дамы пахли намного сильнее. А тем временем аромат набирал свой ход и вскоре у знатных особ появился свой «гербовый» аромат. Благородные дамы стали дарить рыцарям вуали или перчатки, пропитанные «своими» духами. Европа быстро привыкла к душистым изыскам, и парфюм постепенно вошёл в быт широких слоев прекрасных дам.

ИМЯ Елизаветы

Всё бы шло своим чередом, если бы в XIV веке не эта история, которая потрясла всех своей сказочностью. Королева Елизавета Венгерская сделала в мире парфюмерии настоящую революцию. Согласитесь, для гурманов парфюма, это действительно императорский подарок. Она изготовила духи на спиртовой основе, а называть их стали с тех незапамятных времён «Венгерской водой». Сосед соседу по секрету стал передавать историю о чудодейственных свойствах этой жидкости. А это и есть лучшая реклама! Поговаривали даже, что эта жидкость творит чудеса. Но не нам судить. Ведь не смогла бы Елизавета внушить пылкую страсть к своей персоне ( в 70 лет), если бы не её творение. На её туалетном столике, между оливковым маслом и яблочным уксусом, всегда было припрятано средство Макропулоса. С тех самых пор золотыми буквами вписано ИМЯ Елизаветы в историю парфюмерии.

ВОДЫ Королевы Венгрии

14 век, вторая половина. Тяжело больной королеве Венгрии Елизавете монах преподнёс подарок, первый рецепт жидкой ароматической воды на спиртовой основе под названием «Воды королевы Венгрии». После от пития жидкости внутрь, королева выздоровела. Так гласит легенда.

Коварные перчатки

Именно Екатерина Медичи научила французов пользоваться духами без удержу. Совсем юная флорентийская леди, ставшая впоследствии супругой Генриха II, просто не представляла жизни без духов, пудры и помады, к которым её приучили на родине, в Италии. Ещё 100 лет назад «первая дама мира» Изабелла д’Эсте, по мужу Гонзага, составляла ароматные рецепты лично («для любовных утех» – особенно тщательно). А героически смелая дама Катарина Сфорца, оборонявшая крепость от Цезаря Борджиа, лично выписывала издалека душистые мази и ароматные притирания для тела.

Екатерина Медичи, что и говорить, обогатила знания Франции в чудесной области парфюма и косметики, а заодно добавила в дамский гардероб панталоны, за которые Жанну Д, Арк сожгли на костре кровожадные и дикие бургунды. Ну а далее в 16 веке люди перестали мыться совсем, т.к. из итальянских походов пришла «французская» болезнь. Удивила весь двор своей болезненно бледной кожей, Диана де Пуатье ей было, без малого, 60 лет. Соперницы, очень юные девы, не могли достичь такого эффекта потрясающего цвета лица ни какими притираниями, а весь секрет состоял в утренних купаниях.

Шепотом рассказывали, личный парфюмер королевы Рене изготавливает не только духи, но и яды. Но пугающие слухи не мешали дамам и кавалерам бегать в парижскую лавку Рене, которая располагалась на Мосту Менял и закупаться ароматическими зельями с раннего утра до позднего вечера. «Душистое оружие» имело вид жидкости, которой опрыскивали волосы и бельё, ну и конечно же натирали тело. А для приятного аромата перчаток парфюмер изготавливал специальную пасту. Такой специальной ароматической пастой покрывались расшитые золотом, серебром и различными каменьями аксессуары, нижнее бельё и одежда. И как глаголит история, кому-то это увлечение и прихоть навредила. А дело было так…

В те далёкие времена дворцовых интриг подтверждение на практике получило высказывание «красота требует жертв». Из-за жгучего и тягостного желания быть лучше, чем есть на самом деле, и погибла мать короля Франции Генриха 4 Наваррского. Именно по приказу Екатерины Медичи парфюмер Рене покрыл ядом и ароматической пастой прекрасные перчатки. Конечно, мэтру было не в первый раз выполнять коварные замыслы отравительницы и царственной госпожи в одном лице. Естественно, жертва о сговоре ничего не знала и ничего подобного не подозревала, поэтому и не смогла устоять перед соблазном надеть на свои холёные ручки восхитительной красоты перчатки, которые благоухали божественным и дивным ароматом. И это было последнее, что она сделала.

И в это самое время при дворе в 16 веке устоялась мода дарить аксессуары, так сказать, «с секретом» и соединились две абсолютно несхожие профессии – перчаточника и парфюмера. Стали производиться парфюмированные перчатки.

А уже в эпоху Возрождения и в 16 - 17 веках дамы отказались от использования таких перчаток. И потребление ароматов удвоилось, т.к. пришлось маскировать неприятные запахи. После произошёл переворот в истории парфюмерного искусства. После Великой Французской революции перчаточники и парфюмеры распалась на две самостоятельные группы и стали творить по отдельности.

В это же время, первая треть 16 века, сравнительно недавнего происхождения, впервые встречается слово «парфюмерия», до этого пользовались словом «Бальзам». В русский язык слово пришло из французского и в буквальном переводе означает средство для ароматизации воздуха путём дымления, ведь первыми «Духами» были благовония.

Тайна одного одеколона

Вот уже о чём можно говорить точно, так это то, что одеколон родился не во Франции.

По поводу этого грандиозного изобретения блуждают самые разные версии.

 Первая версия. Но не факт.

Будто бы одеколон придумал аптекарь из Кёльна в 18 веке. И назвался он тогда «Кёльнская вода».

 Вторая версия. Тоже не очень достоверна.

По слухам, не обошлось без греха, ведь даже монахиням не устоять перед чарами ловеласа. Злые языки поговаривали, что некий Джовани Пауло Фемини узнал рецепт изобретения одеколона у флорентийский настоятельницы монастыря. А как это произошло на самом деле, одному только богу известно.

 Третья версия. Может быть, произошло именно так.

Сыну кёльнского банкира был преподнесён странный в своём роде подарок, рецепт одеколона из букета нескольких составных. Это были ароматы душистых цветов, пряных листьев и кожуры померанца, эфирных масел розмарина, лимона и бергамота. Обладатель столь изысканного подарка не долго, пустил своё производство по изготовлению одеколона и за счёт этого прилично приумножил своё благосостояние. Так одеколон начал своё победоносное шествие по Европе, а потом и по миру.

 Четвёртая версия. Соединяет воедино все три версии.

Первая фабрика по производству парфюма возникает, как это не странно звучит, в монастыре Сайта Мария Новелла в 1608 году во Флоренции. На фабрике трудились монахи-доминиканцы. А покровительствовал им сам папа римский, герцоги и князья.

Торговец специями и пряностями Жан-Мари Фарина в 1709 году стал продавать очень ароматную и душистую воду, которая называлась «Кёльнская вода», видимо в честь города Кельна, в котором стали впервые продавать парфюм.

Парфюмерная вода под французским названием «О-де-колон» стала заводиться во Францию в 18 веке, где и получила широкое распространение. Сам император Наполеон так любил эту воду, что закупал её впрок по 60 флаконов в месяц.

Кровожадные духи

Одно столетие сменялось другим. Менялось всё, но не повальное увлечение ароматными водами. Оно оставалось неизменным. Чарующие, всеми любимые, ароматы стали своего рода спутниками человечества в самые разные моменты жизни. Французы даже во времена Великой революции с неудержимым фанатизмом пользовались, на то время не известной в Европе, парфюмерной водой со странным, да что там говорить, страшным кровожадным названием «Parfum a la guillotine», что буквально означает «Особый шик гильотины». Конечно, в скором времени этот поголовный фанатизм прошёл, когда на гильотине казнили самого изобретателя этот странной воды Гильотена и самого Макса Робеспьера. Но всё-таки одной особенностью во Франции стало больше.

Парфюмерные страдания Императора

Во времена наполеона в моду вошли нежные, чувственные, женственные ароматы, которые так любила первая леди Франции, незаурядная Жозефина. Мускус просто идеально подходил к её бурному характеру.

Любимейшими парфюмерами Жозефины были Убиган и Любен. На их парфюмированные водах она не экономила. Сам же император Наполеон просто обожал естественные запахи. Самым лучшим ароматом он считал запах немытого тела. Великий полководец не выносил сильные парфюмерные ароматы. Бонапарт мог выскочить, как пробка из бутылки, в одном сапоге, если слышал резкий запах духов своей супруги на вещах, которые были просто пропитаны её любимыми парфюмами.

Рассказ Ги Бретона, знаменитого историка, можно назвать так, «и смех, и грех». Бонапарт был большим любителем любовных игр с новенькими красавицами в постели. И вот он потребовал привести к нему женщину. «Бархатистую, как персик» к нему привели 15-летнюю актрису. Девушка, так желала угодить своему императору, что неимоверно сильно надушилась ароматной водой. После двух часов общения с актрисой Наполеон приказал увести девушку и немедленно проветрить комнату. У Бонапарта начались невыносимые головные боли. А тем временем у юной актрисы началась сильнейшая истерика. Но она быстро прекратилась, когда ей преподнесли богатейшие дары императора. Страдающий же Наполеон очень долго сидел один в своей комнате, сжимая голову руками и смачивая виски своим любимейшим одеколоном.

Ни в коем случае нельзя думать, что великий полководец пренебрегал парфюмерией вообще. По его особенному заказу изготовили совсем плоский маленький флакончик, который мог легко поместиться в сапог. К сожалению, нет достоверных цифр по поводу того, сколько раз в сутки царь доставал этот флакон, который был заполнен обожаемым одеколоном. Лучше не учитывать во внимание те факты, что якобы Бонапарт обливался одеколоном несколько раз в сутки. Ведь он использовал пахучую жидкость традиционным способ.

В те времена совсем не дурно считалось, помимо «надушивания» тела, одежды и волос, но и принимать ванну, в воду которой добавляли любимый аромат. А некоторые утонченные натуры, настоящие ценители духов, с особым шиком капали любимый аромат душистой воды в вино или на кусочек сахара. Император Бонапарт ничего не имел против, если таким изысканным способом употреблялась «Кельнская вода». Он яростно верил, что обожаемый им одеколон просто необходим ему, как полководцу на поле брани, т. к. способен был сделать разум ясным. Теперь абсолютно ясно, куда он девал 60 флаконов душистой воды в месяц.

Парфюмерия, как искусство

В 18 веке открывается новые технологии изготовления парфюмерных средств. В Париже возникают парфюмерные фабрики. Их число достигает примерно 120, около 60 фабрик открывается в Лондоне, далее в Испании, Германии, России, а также других столицах.

Огромные города, население которых было связано с парфюмом, начинают выпускать ароматическую продукцию. До сих пор сохранена небольшая часть плантаций, на которых трудились люди, собираю в определённые часы дорогостоящее сырьё. Нежно и с заботой они собирали ещё нераспустившиеся лепестки роз, цветы жасмина, листья апельсиновых деревьев. В лабораториях постоянно кто-то колдовал над баночками, бутылочками и колбами. А такие города как Ницца, Грасс, Канны стали у всех на слуху ассоциироваться с ароматическими средствами и парфюмерией. Да и сейчас все так и думают, и они умело поддерживают свой бренд.

Туристов, в обязательном порядке, поведут на фабрику по переработке изначально сырья в один из парфюмерных городов. Люди, сидящие за стёклами, как за витриной, в белых халатах помахивают надушенными полосками бумаги и вдыхают густой аромат. Тут же только-только приготовленный аромат предлагают приобрести посетителям, удивлённым от всего увиденного. Галерея Лафайет, в самом центре Парижа, в ней находятся множество флакончиков уже с готовыми ароматами. Именно это изобилие многих-то и пугает. Поэтому они покупают совсем свежие ароматы в благоухающем раю лаборатории, т.к. это совсем не трудно.

Букет французских ароматов

Франсуа Коти стал прародителем натуральных ароматов с запахами искусственного производства. «Сhуprе» (Шипр) 1917 года выпуска стал родоначальником целого букета запахов. В это время стали развиваться самые разные запахи. От резких восточных до мягких переливающихся, как луч утреннего солнца; от амбровых до сладких ванильных, пудровые, животные – все ароматы были настолько ярко выражены, что для населения, того времени, это было в диковинку.

Аромат, который волнует душу …

19 век – век новых открытий и новых имён. Изысканная парфюмерная Франция укрепила имена Роже, Галле, и Герлена. Одна из самых старинных фирм раскрыла миру уникальное и экзотическое творение под названием Shalimar, духи, над которыми не властны года. Дамы, которые обладали шедевром имени Герлен – тем самым показывали хороший вкус и благосостояние.

Сама царица Евгения просто не могла обходиться без творений Герлена. Специально к знаменательному венчальному дню императрицы Евгении и царственного наполеона 3 Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен создал Eau de Cologne Imperiale. Именно парфюмерные шедевры смягчали непростую судьбу несчастной императрицы из-за неверности супруга.

Аромат, как предвкушение счастья

Прошлое столетие. Самые яркие таланты в парфюмерной индустрии. Guerlain уступает лавровый венок Chanel, этому хрупкому и изумительному цветку. Шанель потрясла мир альдегидными духами. Только благодаря химическим познаниям, стало возможным получить столь необычный аром, не похожий ни на одно растение. Парфюмеры научились многому: химические соединения, синтез, точные формулы и новое неизвестное вещество с потрясающим ароматом.

Так духи открыли новую эволюцию.

Духи - это невидимый, но зато незабываемый,

непревзойдённый модный аксессуар.

Он оповещает о появлении женщины и

продолжает напоминать о ней, когда она ушла.

Коко Шанель

19 век. Создание крупных парфюмерных компаний. «Отцы» нынешнего парфюма Жан Герлен (Guerlain), Эрнест Дальтроф (Caron), Франсуа Коти (Coty), выдвинули несколько теорий по созданию ароматов.

Созданный во Франции банк данных в области парфюмерии насчитывает в своём каталоге, начиная с 1880 года, в общей сложности более 8000 названий духов. Из них 6000 создано за те годы в самой Франции, а 2000 – а других странах. В России выпускалось 650 наименований духов, одеколонов, туалетных вод.

1910 год 20 столетия. Мир встряхнула поворотный сюжет ароматической истории. Решили соединиться парфюмерный и модельный миры. Поль Пуаре в 1911 году прошлого столетия дополнил свою коллекцию духами. В 1920 году открылся синтетический способ создания духов. А «революцию» способствовали в этом альдегиды «Chanel No 5». Вот тут-то и начался «бум» новых ароматов. Габриэла Шанель в 1921 году выпустила свой товарный знак ("Chanel No 5") и довела идею Поля Пуаре до логического окончания.

В 1921 году парфюмер Эрнест Бо создал по просьбе Великой Мадемуазель «Chanel No 5». Аромат, вышедший в свет, стал классическим.

Во время Второй мировой войны во Франции американские солдаты стояли в ошеломляюще длинной очереди за маленьким флакончиком знаменитого аромата «Chanel No 5», чтобы порадовать своих возлюбленных.

Эта маленькая радость… аромат.

Joy, духи с аристократическим запахом творение кутюрье Жана Пату и просто изумительный аромат L’Air du Temps от легендарной Нины Риччи, шедевры появлялись один за другим после «Chanel No 5». А романтические названия ароматов подтверждались формой и оформление флаконов, которые были созданы мастером по парфюмерному хрусталю - Лалликом.

Более 60 цветочных ноток были собраны в шедевре, который не меркнет с годами, Arpege от мастера популярных ароматов Ланвен.

Ах, этот сладостный парфюм…

50 – е годы…Пик французской парфюмерии. Сильно обостряется конкуренция французских и атлантических ароматов.

60-е годы… «бум» мужских ароматов…

70-е преподносят:

Мода "pret-a-porter".

Новая линия "pret-a-porter de lux.

Изысканная, высокого качества и ставшая чуть доступнее "haute couture".

Начало 80-х радует:

o Экспериментальными флаконами для ароматов

o Мода на амбровые, густые, тяжёлые и терпкие ароматы

Конец 80-х удивляет новыми парфюмерными букетами, появляются свежие морские, озоновые ароматы, которые напоминают о морях, океанах, водорослях…

Исследователи разных профилей объединили усилия, чтобы найти «химический ключ» ко всему комплексу системы обоняния, дыхания и реакции головного мозга, разгадать механизм распространения ароматических молекул и воздействия их на центральную нервную систему.

Ну а «лихие 90-е» врываются природными, лёгкими, цветочными, естественными ароматами. Эгоистичные ароматы 80-х меняются на новейшую технологию «Живые цветы» ("Living-Flower Technology"). Теперь ароматами несорванных лотосов и кувшинок с капелькой водяных мотивов можно вдоволь насладиться. Цветы помещали в специальную колбу под колпак и «собирали», «вытягивали» их свежий аромат через ответвление.

Ну, а на данный момент, и последние несколько лет, пользуются большим спросом ароматы с цитрусовой и фруктовой ноткой: это смородина и манго, банан и лимон, апельсин и ананас. Таким духам принадлежит нежность и изящество, они неосязаемы, лаконичны, прозрачны … Это мода нового тысячелетия, нового поколения.

Послесловие

С того самого времени, как человечество научилось подчинять себе магическую силу запахов, прошли тысячелетия.

Парфюмерия отделилась от своих родоначальников и заняла достаточно высокое место среди иных искусств.

По словам лириков, духи – это одно из средств молчаливого взаимопонимания.

Химики утверждают, что духи – это смесь сложных эфиров, альдегидов, насыщенного и ненасыщенного спиртов, ароматических рядов.

Модельеры же уточняют, что духи – это рафинированное дополнение, которое раскрывает умение женщины одеваться.

Так кто же прав? Решать вам.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 15:33:34
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение