Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Чехов - борец против пошлости, мещанства и обыденщины (ЕГЭ по литературе)


Большинство чеховских рассказов пропитаны тонкой иронией – своеобразной усмешкой над мелкими и ничтожными людьми, которые чаще всего являются главными героями произведений автора (например, Дмитрий Ионыч Старцев из «Ионыча» или Николай Иваныч из «Крыжовника»). А.П. Чехов высмеивает особенности своих персонажей: их пошлость (безнравственность, мелкость в духовном отношении), их мещанство (когда люди сосредоточены лишь на обладании собственностью и на её накоплении) и их склонность к обыденной, невзрачной жизни, лишенной ярких моментов. Таким образом Чехов выражает свою авторскую позицию: он не принимает таких людей и обличает их сущность.

В рассказе «Ионыч» главный герой, Дмитрий Старцев, прибывает в город С интеллигентным и трудолюбивым земским врачом. В дальнейшем он знакомится с семьёй Туркиных, которые считаются умнейшими людьми в городе. Посетив званый вечер в их доме, он остаётся в приятном расположении духа: Иван Петрович, глава семейства, часто шутил и был бесконечно добр, гостеприимен. Его жена Вера Иосифовна писала рассказы и читала их гостям вслух.


Екатерина Ивановна ему особенно приглянулась своим обаянием. Также она играла на пианино и мечтала посвятить этому всю свою жизнь. И хотя Старцев находил все их действия временами приторными, он списывал это на особенности нового ему общества, а вскоре совсем привык к местному образу жизни. Герой работал и часто навещал Туркиных, но только для того, чтобы увидеть Котика – Екатерину Ивановну. Старцева вдохновляла юная девушка – он считал её особенной, целеустремлённой и умной. Однако после того, как она уехала учиться в консерваторию, отказав Старцеву в предложении жениться, он разочаровался в обществе и с головой окунулся в работу. За четыре года герой полностью отдалился от социума. Из-за этого он стал корыстным мещанином и неприятным человеком, которого интересуют только деньги и процесс их накопления. Посетив званый вечер Туркиных, Ионыч понял, насколько скучна их жизнь. Иван Петрович всё ещё шутил, только это казалось не остроумным, а пошлым и фальшивым. Вера Иосифовна продолжала писать романы, но писала бездарно, и все ждали, когда она кончит их читать. Екатерина Ивановна вернулась домой, перестав наивно верить в свою музыкальность, но тем не менее всё так же проводила много времени за роялем, где играла так же шумно и неприятно, как и раньше. Ионыч просто не замечал этой бездуховности четыре года назад. Теперь же, ощутив их внутреннюю опустошённость, Ионыч подумал: «А хорошо, что я на ней не женился» (на Котике). Через ещё несколько лет Ионыч, как иронично выразился автор, был уже не человеком, а «языческим богом». Все знали его как пугающего, грубого, толстого и властного врача. Изолированность героя от людей привела его к полной деградации. Автор осуждает Старцева, рисуя его неприятный мещанский портрет, однако в то же время уточняет, что виновато в появлении такого человека само общество: это оно своей обыденностью и пошлостью побудило Ионыча остаться одному.

Есть у А.П. Чехова и другой рассказ, «Крыжовник», в котором главным героем является Николай Иванович Чимша-Гималайский. С девятнадцати лет он мечтал поселиться в своём имении и посадить там крыжовник. Об истории жизни этого человека повествует его брат, Иван Иванович. Он рассказал, как Николай Иванович делал всё, чтобы осуществить мечту: долгое время он не доедал, потом женился на богатой вдове и обобрал её, не чувствуя вины. И вот, цель жизни героя была достигнута: наследство умершей от голода жены позволило ему приобрести дом. Он посадил там кусты крыжовника и зажил помещиком. Рассказчик приезжал к Николаю Ивановичу в гости и видел, насколько он обрюзг. Всё выходит не совсем так, как мечтал его брат: дом кажется очень старым, вся дорога в канавах, имение с двух сторон окружено заводами, а крыжовник вырастает кислым и невкусным (также важны художественные (символические-?) детали, добавляющие реальному положению дел комичности: собака и кухарка, похожие на свиней, хозяин, готовый вот-вот хрюкнуть в одеяло). Но это не мешает главному герою радоваться жизни. Он ест ягоды и довольствуется собой. Иван Иванович не может смириться с тем, что его брат наслаждается своей замкнутой мещанской жизнью в убогом доме. «Так жить нельзя!», - восклицает он, таким образом выражая авторскую позицию. А.П. Чехова тревожит замкнутость, мещанство общества. Устами рассказчика автор пытается донести читателю мысль о том, что нужно делать добро, стремится к помощи другим, а не сосредотачиваться на собственных мелких интересах.

В заключение хочется ещё раз отметить, что в каждом своём произведении А.П. Чехов выражает своё неприятие всего обыденного, мелкого и ничтожного. Комичные, короткие рассказы, так называемые «спрессованные романы», помогают открыть глаза на многие проблемы общества. Описывая их, автор стремится донести читателю, насколько важно сделать правильные выводы; ведь от этого зависит судьба каждого.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:23:47
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение