—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

ќбраз и характер ≈горушки по повести —тепь („ехов ј. ѕ.)

Ќазад || ƒалее

ћыслью о родине проникнуто авторское повествование уже в рассказах Ђ—вирельї, Ђ—частьеї, написанных незадолго до Ђ—тепиї, но только в этой повести Ђона становитс€ центральной.

—амое название повести дает представление о конкретном содержании сложного образа родины: речь идет о степи, олицетвор€ющей собой бескрайние пространства русской земли, и о люд€х, едущих по ней (в бричке ли, в обозе, верхом на лошади или в роскошной кол€ске Ц все равно), всех тех, чье существование немыслимо представить себе вне этих пространств.

— первых страниц повести мы чувствуем, как любит „ехов донецкую степь, хорошо знакомую ему с детства, как любовно описывает каждый куст и все встречающиес€ на пути ≈горушки предметы. ќкидыва€ взором вслед за своим дев€тилетним героем все эти родные дл€ них обоих просторы, след€ за полетом птиц или за мельницей, машу-щей крыль€ми, автор задумываетс€ о жизни вообще. «десь мы имеем дело не с вольными ассоциаци€ми, свойственными художественной мысли писател€, а с сознательным обращением его к одной из важных, по его мнению, проблем русской жизни.

ѕроблема эта сформулирована самим „еховым в одном из писем 1888 года к ƒ.

¬. √ригоровичу Ц как раз в св€зи с мысл€ми о продолжении Ђ—тепиї, только что написанной. ƒело в том, что ƒ. ¬. √ригорович, еще не знавший содержани€ Ђ—тепиї, предложил „ехову сюжет Ц написать о судьбе 17-летнего юноши, который не выносит нравственных страданий и кончает жизнь самоубийством. Ђ“акой сюжет заключает в себе вопрос дн€; возьмите его, не упускайте случа€ коснутьс€ наболевшей общественной раны...ї Ц по€сн€л старый писатель „ехову злободневность предложенной темы. Ёто, видимо, навело „ехова на мысли о дальнейшей судьбе ≈го-рушки, когда он вырастет и столкнетс€ с социальной несправедливостью, испытает горе. ƒума€ о том, что ≈горушка, Ђпопав в будущем в ѕитер или в ћоскву, кончит непременно плохимї (как писал „ехов в ответном письме √ригоровичу), он таким образом представл€л себе художественную задачу, котора€ должна была возникнуть перед любым писателем, правды, мечты о широкой, как степь, де€тельности, беспокойный анализ, бедность знаний р€дом с широким полетом мысли; с другой Ц необъ€тна€ равнина, суровый климат, серый, суровый народ со своей т€желой холодной историей, татарщина, чиновничество, бедность, невежество, сырость столиц, слав€нска€ апати€ и проч. ...–усска€ жизнь бьет русского человека так, что мокрого места не остаетс€, бьет на манер тыс€чепудового камн€. ¬ «ападной ≈вропе люди погибают оттого, что жить тесно и душно, у нас же оттого, что жить просторно... ѕростора так много, что маленькому человечку нет сил ориентироватьс€...ї

Ќе странно ли? ѕросторы, которые так любовно описывает „ехов, в этом письме представл€ютс€ чем-то враждебным человеку.

¬ самой повести есть, однако, подтверждение этой мысли. ≈сли верить наблюдени€м маленького ≈горушки, в степи нет счастливых людей. ≈динственный человек, откровенно рассказывающий о своем необыкновенном семейном счастье, Ц  онстантин «вонык, и его рассказ вызывает у слушателей тоскливое чувство: Ђ...всем стало скучно и захотелось тоже счасть€ї.

” каждого в повести сво€ драма, никто не производит впечатлени€ довольного жизнью. ћог бы, кажетс€, считатьс€ счастливым богатый купец ¬арламов: дл€ него, дл€ его выгоды как будто существуют все люди да и сама степь...

Ќо известно, что одной из заслуг „ехова перед русской литературой было как раз то, что он показал неустойчивость счасть€, которое дает человеку зан€тие Ђделомї только ради богатства.  стати, и в личности ¬арламова, еще очень далекой от сложной и противоречивой натуры российского капиталиста, созданной автором Ђ¬ишневого садаї, нет ни тени радости или довольства жизнью. ≈сть громадна€ энерги€, заставл€юща€ кружитьс€ по степи, но нет ни единой улыбки, ни одного живого движени€: все врем€, пока ≈горушка наблюдает за этим загадочным человеком, с лица ¬арламова не сходит выражение деловой сухости. —ловно это машина, производ€ща€ ценности, а не живое существо.

ѕроблема Ђчеловек и природаї в повести не имеет абстрактного смысла, она возникает из того же ее реального содержани€, которое, как говорилось, воплощено в заглавии. ƒонецка€ степь прекрасна, это, несомненно. Ќо даже в ней есть сво€ Ђдрамаї: она как будто сознает, Ђчто она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром дл€ мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!ї. „то же тогда говорить о живых люд€х? ¬от они едут по степи, исправно выполн€€ свои немудрые об€занности, перебрасыва€сь редкими необходимыми фразами. Ќо стоит взгл€нуть на каждого из них вне этой поглощающей будничной заботы, как €вл€етс€ ощущение их потер€нности и одиночества в этом большом мире. “ак смотрит на степных людей ≈горушка, совершенно свободный от каких-либо дел и забот.

Ћежа поздним июльским вечером на спине, ≈горушка смотрит, как в небе зажигаютс€ звезды. ѕредвар€€ последующие наивные мысли мальчика о смерти и душе умершей бабушки, „ехов пишет: Ђ огда долго, не отрыва€ глаз, смотришь на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаютс€ в сознание одиночества. Ќачинаешь чувствовать себ€ непоправимо одиноким, и все то, что считал раньше близким и родным, становитс€ бесконечно далеким и не имеющим ценыї. Ќастроению этого момента соответствуют поэтические образы, рассе€нные по разным главам повести, но объединенные одним повтор€ющимс€ определением: одинокий.

 роме самой степи, котора€ так одинока, Ц одиноки и тополь на холме, и коршун в небе, и могила у дороги (а в ней Ц одинока€ душа). » если встречаетс€ курган на пути, то и к нему художник находит эпитет, придающий образу грустное настроение: Ђмолчаливыйї.

Ётому настроению отвечает и чь€-то долга€ печальна€ песн€, которую слышит ≈горушка, Ц Ђтиха€, т€гуча€ и заунывна€, похожа€ на плачї.

√русть, которую вызывает в душе маленького геро€ печальна€ мелоди€, или одинокие детали пейзажа, мерцающие звезды на небе, Ц чувство плодотворное. ¬ ней уже намечаетс€ дл€ геро€ выход в будущем к осознанию своей личности и ее св€зей с другими людьми, к мысл€м о своей причастности ко всему, что делаетс€ в мире. Ђ...¬се то, что считал раньше близким и родным, становитс€ бесконечно далеким и не имеющим ценыї, Цв этих мысл€х, наве€нных ≈горушке бездонностью вечернего неба, есть намек на возможность иного, более действенного отношени€ к жизни, не похожего на такое пассивное чувство, как печаль.

„ем глубже печаль, тем дальше, по-видимому, должно уходить от человека то, что раньше составл€ло дл€ него главное в жизни, и тем веро€тнее, что он сможет когда-нибудь пожелать иной жизни. ƒаже в чистом созерцании красоты природы может быть заложена возможность критического отношени€ к бытию Ц все дело в том, каков этот созерцающий человек, точнее Ц какого геро€ избрал себе автор.

«релый „ехов чаще всего имеет дело с геро€ми, в душевном состо€нии которых есть нечто, что обещает в будущем привести их к серьезному несогласию с собой и с окружающим миром.

»сточники:

  • „ехов ј. ѕ. —тепь. ѕовести и рассказы. ¬ ступ, стать€ Ё. ѕолоцкой.Цћ.: Ђ’удож. лит.ї, 1980. 352 с. ( лассики и современники. –усска€ классическа€ литература)..
  • јннотаци€: Ќасто€ща€ книга ј. ѕ. „ехова включает повести и рассказы, написанные им в период с 1888 по 1895 год.
    ќбновлено:
    ќпубликовал(а):

    ¬нимание!
    ≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    “ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

    —пасибо за внимание.

    Ќазад || ƒалее
    .


    –≈√»—“–ј÷»я
      вход

    ¬ход через VK
    забыли пароль?

    ѕроверка сочинений
    «аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение