Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«То, что мешает человеку, это не вещи, а его мнения и фантазии о вещах» (Эпиктет) (ЕГЭ обществознание)

В данном высказывании древнегреческий философ поднимает проблему неправильного понимания мира человеком, возникающего по целому ряду причин в процессе (и после) познания элементов окружающей действительности.

Эпиктет говорит о том, что вещи сами по себе есть достаточно абстрактные объекты, а мешают ему, как говорит философ, сами представления о вещах, поскольку лишь они (представления) содержат оценочные суждения, через которые человек, в свою очередь, воспринимает объект.

Я согласен с позицией Эпиктета, поскольку следует различать вещь и мнение об этой вещи, ведь именно мнение, являясь субъективным аспектом, создаёт обозначенные в высказывании автора субъективные барьеры (то, что мешает человеку), но и более того, мнение может не только до конца не соответствовать истине, но и искажать её.

Все вещи являются самостоятельными объективными единицами, ничего не означающими сами по себе. Лишь человеческий индивид, обладая мышлением, способен выносить различные суждения насчёт тех или иных вещей, но не любое его суждение будет соответствовать действительности (будь то объективной, истинной или действительности, заключающей в себе принятые в данный исторический период или в данном обществе положения).

Неправильные суждения рождают неправильные умозаключения, что ведёт впоследствии к конфликту, возникающему внутри самого человека — это противопоставление его положений вещей общепризнанному или объективному. В таких конфликтных ситуациях человек может видеть причину конфликта в самих вещах, при этом ошибаясь, поскольку вещи сами по себе не значат ничего, но лишь мнения и представления человека о вещах лежат в основе его картины мира.

Отражение позиции автора можно найти в некоторых идеях, заложенных в буддизме. Наиболее показателен в этом смысле дзен-буддизм, поскольку именно в контексте этой ветки представления людей о мире и вещах стремятся к объективной истине, почти отказываясь от ярких оценочных суждений (это доходит до того, что в дзен-буддизме отсутствует такое понятие как "мораль"). Например, говоря о том, насколько красив другой человек, насколько он притягателен, оценивающий человек наделяет объект оценки такими свойствами, которыми субъект не обладает. Именно сведение оценочных суждений к минимуму, но принятие объективной действительности помогает буддистам не винить во всём вещи, понимая их абстрактность, а отсюда находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Герой романа Жан-Поля Сартра "Тошнота", Антуан, научился разделять вещи и их свойства, а иными словами мнения по поводу вещей. Так, он говорит, что что-то круглое (например, тарелка) не является кругом по форме. Это похоже на круг, но не является кругом. И вообще, как мыслит Антуан, нет ничего круглого, кроме самого круга в принципе, абстрактного круга. Антуан видит формулировки мыслей по поводу вещей другими людьми неверными, ввиду наделения слов неверными смыслами. Иными словами, любые субъективные суждения по поводу вещи (круглая, вкусная, тонкая) не являются верными до конца — они лишь похожи на некоторый недостижимый в материальном мире идеал. Антуан, как и Эпиктет, понимает, что вещи и мысли насчет вещей — это разные положения, однако случай Антуана интересен тем, что его тревожат не вещи, не мнения насчет вещей, а то, что он знает, что вещи и мысли насчет вещей — разные положения. Этот закрученный случай также является достаточно показательным, поскольку переживания героя всё же связаны с некоторым суждением, с его (героя) субъективной оценкой действительности, как и говорил Эпиктет.

Современному человеку необходимо научиться понимать, что вещи ничего не значат сами по себе, а значительны лишь его мысли, имеющие субъективную природу, а потому и какое-либо значение. Именно поэтому неправильно винить в своих бедах окружающую действительность, вещи. Даже ядерное оружие ничего само по себе не значит. Оно начинает что-то значить лишь из-за субъективной оценки. И так любая вещь или явление. Всё у человека в мыслях.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.