Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» (Школьные сочинения)

Идеи русского просвещения в пьесе

Д. И. Фонвизина "Недоросль"

В эпоху Просвещения, деятели искусства, взяли на себя весьма сложную роль — развить в человеке стремление к нравственности и самосовершенствованию. И первое течение, в котором они начинали творить — классицизм. Считалось, что благодаря литературе, можно воздействовать на разу человека, воспитать в нём добродетель, исправить пороки.


Классики творили в одном направлении — конфликт между разумом и чувством, и, как правило, он разрешался в пользу первого. Авторы пытали создать образ человека, который творил добро и к такому идеалу, хотелось бы стремиться.

Деятели Просвещения активно участвовали в жизни государства. О писателях Фонвизин так говорил: «... имеют … долг возвысить громкий глас вой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».

Какова же главная проблема, которую автор раскрыл в пьесе? Проблема воспитания! Дворянин, будущий передовой гражданин, который должен будет творить государственные дела на благо своего народа, с самого своего рождения, воспитывается в безнравственной, самодостаточной и самодовольной атмосфере. И нет цели у него и нет смысла жизни. Даже учителя не могут в нём воспитать Человека! То, что Митрофана обучали три преподавателя, только лишь, дань моде, к которой стремилась госпожа Простакова. А у сыночка её не было иных желаний, как только вкусно поесть, побегать за голубями и ...жениться.

Похожая картина описывается автором и при дворе. Огромный скотный двор и каждый из дворян желает отхватить кусок побольше, да поваляться в золотой ...грязи. «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся». Позабыли вовсе дворяне, что есть долг перед государством и что должны творить добрые дела! Они «...не оставляют двора … двор им полезен», «...чины нередко выпрашиваются». Забыли передовые граждане о чести, о душе своей, о благонравии!

Правда, автор надежды не оставляет. Ведь что-то же должно измениться! И вот оно! Под свою опеку берёт хозяйство Простакой Правдин. Он запрещает ей управлять поместьем и властвовать над крестьянами. «Тщетно звать врача к больным неисцелимо. Тут врач не пособит, разве сам заразится» - говорит Стародум о той жизни, что происходит при дворе. Читая пьесу дальше, можно увидеть, как происходят радикальные меры, которые автор «предпринимает»: власть Скотинина и Простаковой ограничивается. Стало быть, Фонвизин показывает, что таким же образом необходимо ограничить власть царя и его придворных над жизнью простолюдин.

Автор сформулировал жизненные принципы, которым должны следовать дворяне, «...правила, которым следовать должны ...»:

1. «...Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

2. «Всякий найдёт в себе довольно сил, чтобы быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».

3. «Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».

4. «...Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».

5. Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

6. «Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия... По моему расчёту, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

7. «... Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живём и от кого зависим … Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела; есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство … погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином? Подлее его ничего на свете не знаю».

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


ПОИСК:

У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 23:06:46
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение