Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Вечный конфликт: трагедия нигилиста Евгения Базарова (Школьные сочинения)

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году, сразу же вызвал бурю споров и обсуждений. В центре этого общественного шторма оказался главный герой произведения – Евгений Васильевич Базаров, человек новой формации, провозгласивший себя нигилистом. Его образ стал не только художественным открытием, но и своеобразным «зеркалом» эпохи, отразившим глубокий раскол между традиционным укладом и нарождающимися революционно-демократическими идеями. Трагедия Базарова заключается в том, что, пытаясь разрушить старые основы, он оказывается раздавлен силами, которые не в состоянии ни понять, ни принять, – силами жизни, любви и самой природы человеческой души.

С первой же встречи с Базаровым Тургенев рисует его как личность резкую, независимую и предельно рациональную.

Его внешность – длинный балахон с кистями, обнаженная красная рука, бакенбарды – подчеркивает его нежелание соответствовать дворянским условностям. Он – разночинец, человек, добивающийся всего своим трудом и умом, и этим обусловлена его идейная непримиримость по отношению к «отцам», представленным братьями Кирсановыми. Его нигилизм – это не просто отрицание «принсипов» и авторитетов; для Базарова это цельная философская система. Он верит только в то, что можно «положить на ладони», проверить опытом. Искусство, поэзию, метафизические размышления он считает бесполезной романтической чепухой. Вся его система ценностей строится вокруг полезности: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Однако вся художественная мощь тургеневского замысла проявляется в том, что он подвергает эту железную, казалось бы, систему суровым испытаниям. Главным из них становится испытание любовью. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой становится для Базарова роковой. В нем просыпается то самое сильное, страстное чувство, которое он так презирал в других. Любовь к Одинцовой разрушает его рациональную картину мира. Он с ужасом обнаруживает в себе «романтика», способного на глубокие, иррациональные переживания. Его признание в любви – это кульминация внутреннего конфликта: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». После мучительного объяснения Базаров не находит ничего лучше, как вернуться в родительский дом, пытаясь заглушить душевную боль привычным трудом.

Именно здесь, в финале романа, трагедия Базарова достигает своей высшей точки. Случайный порез во время проведения патологоанатомического опыта приводит к заражению тифом и смерти. Эта смерть глубоко символична. Базаров, ставивший себя выше природы, пытавшийся ее «поправлять», становится ее жертвой. Он, отрицавший все кроме материи, сталкивается с величайшей тайной – тайной небытия. Сцена его смерти – одна из самых сильных в русской литературе. Перед лицом конца исчезает его бунтарство и резкость, остается лишь одинокая, гордая человеческая сущность. Его последний разговор с Одинцовой исполнен горького трагизма и прощания с несостоявшейся жизнью. «Я нужен России… Нет, видно, не нужен», – с иронией и горечью подводит он итог своим стремлениям.

Таким образом, образ Базарова нельзя свести к простому типу «нового человека». Это фигура титаническая и в то же время глубоко трагическая. Он – бунтарь-одиночка, опередивший свое время, но не нашедший позитивной программы для преобразования действительности. Его отрицание было мощным, но разрушительным, и оно в конечном счете обернулось против него самого. Тургенев, прощаясь со своим героем на заброшенном сельском кладбище, где его могилу посещают лишь двое стариков-родителей, дает понять, что путь нигилизма – это тупик. Однако сам Базаров, с его честностью, силой воли и незаурядным умом, вызывает не только осуждение, но и огромное уважение. Он проиграл битву с вечными законами жизни, но его личность навсегда осталась в истории русской мысли как символ мятежного искания и неразрешимого конфликта между разумом и чувством, теорией и живой, неподвластной формулам жизнью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.