Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему Павла I называли русским Гамлетом? (Английская Литература)

Император Павел I – одна из самых загадочных и трагических фигур на российском царском престоле. Гамлет, принц Датский – персонаж одноименной трагической пьесы Уильяма Шекспира, принесшей славу своему создателю. Но что общего между русским императором и Датским принцем, героем запрещенной в Российской Империи пьесы? Почему Павла I называли русским Гамлетом?

При детальном рассмотрении, судьбы этих личностей не только схожи, но порой с точностью повторяют друг друга. Даже образование два героя получили одинаково безупречное. Павел в совершенстве владел французским, итальянским, латинским и немецким языками, Гамлет получил блестящее военное образование, безукоризненно владел шпагой.

Все началось с дворцового переворота Екатерины II в реальной жизни, закончившегося смертью Петра III, отца Павла, и с жестокого убийства Датского короля, отца Гамлета, дела рук его же дяди.

К событиям 1762 года, которые тогда Павел I еще не был в состоянии осознать, молодой император будет возвращаться раз за разом, бесповоротно покалечив тем самым свою душу и создав отправную точку для разговоров о его «безумстве».

Павел Петрович жаждал узнать тайны, окутавшие гибель его отца и переворот, устроенный собственной матерью и желал лишь одного – восстановления справедливости, очищения имени Петра III и уменьшения заслуг Екатерины II. Эти стремления роднят его с героем английского драматурга, возжелавшего того же в отношении своего убиенного отца.

Сближают эти две личности и ужасные потери, которые им пришлось перенести. В жизни молодого императора таким ударом стала гибель его возлюбленной – Натальи Алексеевной. Великая княгиня умерла при родах, произведя на свет мертворожденного князя. Павел остался один, не имея больше ни близкой его сердцу дамы, ни родителей, ни соратников. Такой же болью отзывается и смерть Офелии, возлюбленной Датского принца, в душе самого Гамлета. Жизнь юной девушки унесли воды злосчастной реки: «…Она старалась по ветвям развесить свои венки; коварный сук сломался, и травы и она сама упали в рыдающий поток. Её одежды, раскинувшись, несли её, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рождённым в стихии вод; так длиться не могло, и одеянья, тяжело упившись, несчастную от звуков увлекли в трясину смерти».

Будучи всегда «белой вороной» среди развратных прислужников Екатерины II, будущий император навсегда сформировал для себя одну из целей своего правления – уничтожить все привилегии дворянства, в чем бы оные не заключались. Именно в столпе власти своей матери – дворянстве, Павел видел вину нестабильного социального строя Российском Империи. Но не согласен он был не только с «дворянской» политикой Всероссийской императрицы, но и с ее отношением к вере и ее месту в жизни государства. Еще с детства воспитывавшийся набожным ребенком, он не мог понять женщину, которой «чуждо все святое». Невозможность смириться с политикой правящей матери, бесчисленные попытки обделенных фаворитов Екатерины вовлечь Павла в заговор против неё – все это повлияло на психику будущего императора. «Нервная раздражительность, – указывает С.Платонов, приводила его к болезненным припадкам тяжелого гнева». А Павел Лопухин уверял: «Раздражительность Павла происходила не от природы, а была последствием одной попытки "отравить" его». Павлу, как и Гамлету, удалось избежать первую расправы над собой, но изменить свою судьбы они не смогли – их обоих ждала насильственная смерть от рук корыстолюбивых предателей.

Но возвратимся вновь к «безумству» – одному из связующих звеньев между Павлом I и Гамлетом. Но если Датский принц играл потерявшего рассудок сына, то Павел буквально балансировал на грани безумия, настолько его поведение отличалось от общепринятых норм того времени. Дворянству было проще признать его безумным, чем понять и принять его принципы. Надо признать, что разлука и недопонимание с матерью, лишение родительской любви и тепла, одинокая жизнь при дворе своей бабушки оставили свой след в душе маленького Павла! Но пусть император и был подвластен бушевавшим в его душе страстям и эмоциям, в основе его характера лежал стальной стержень – рыцарские, благородные чувства, которые подмечали все придворные люди. Позже, Де Санглен в своих мемуарах напишет: «Павел был рыцарем времен протекших».

Сходство Павла I c столь романтическим персонажем, как Гамлет – очевидно. Но главное, что бы за «славой» безумного тирана не потускнели действительные заслуги Императора Павла I перед нашим Отечеством.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.