—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

“ворчество, рассказы (Ћондон ƒжек)

ƒжек Ћондон

¬о всем мире ƒжек Ћондон известен прежде всего своими северными рассказами, автобиографическим романом Ђћартин »денї. » еще книгами о собаках.

»х было написано четыре, две в начале и две в самом конце творческого пути Ћондона. ‘актически, впрочем, это одна больша€ книга, хот€ сюжетно св€заны только книги о ћайкле и ƒжерри. ¬ разных сюжетных ситуаци€х здесь повтор€ютс€ мотивы и коллизии, прошедшие через множество произведений Ћондона, но порой всего глубже раскрывшиес€ как раз в этой книге, над которой он работал до последних дней жизни.

ѕовесть, открывающа€ этот необычный цикл, Ч Ђ«ов предковїЧувидела свет в 1903 году, закрепив уже складывающуюс€ репутацию Ћондона как одного из самых €рких художников той эпохи. „ерез три года был опубликован ЂЅелый  лыкї Ч книга, ставша€ классикой еще при жизни писател€. Ђƒжерри-островит€нинї и Ђћайкл, брат ƒжерриї были напечатаны в 1917 году посмертно.

ѕовесть ЂЅелый  лыкї тесно св€зана с —евером и  лондайком, а стоит в одном р€ду с такими знаменитыми рассказами, как ЂЅелое Ѕезмолвиеї, ЂЋюбовь к жизниї, Ђ«а тех, кто в путиї.

ƒилоги€ о ƒжерри и ћайкле создавалась после путешестви€ на €хте Ђ—наркї, котора€ прошла от —ан-‘ранциско до —идне€, посетив √авайи и многочисленные острова ѕолинезии. ѕлавание, продолжавшеес€ два года, едва не закончилось дл€ Ћондона полным разорением, основательно подорвало и его физические силы. » все-таки это было счастливое врем€. Ќа Ђ—наркеї, потребовавшем огромных затрат и в конце концов проданном за бесценок, Ћондон написал Ђћартина »денаї. ј запас впечатлений, накопленный за эти два года, питал его творчество до самого конца жизни.

¬ ограбленной колонизаторами ѕолинезии Ћондону открылись потр€сающие картины жестокости, бесправи€, расового геноцида, вымирани€ целой цивилизации, безжалостно разрушенной европейцами, которых приманивала жажда легких денег, какими бы бесчеловечными способами они ни добывались.

«десь, в этих опустевших долинах, самой природой словно предназначенных дл€ привольной и счастливой жизни, на залитых солнцем атоллах и островах, поросших пышными тропическими лесами, разыгрывалс€ тот же трагический конфликт Ђвека сталиї и Ђкаменного векаї, который дес€тилетием раньше Ћондон наблюдал на  лондайке, где охотники за золотом варварски уничтожали и порабощали индейцев. «десь, как и на —евере, сама действительность безошибочно вы€вл€ла истинную нравственную сущность каждого, кто, покинув обжитой, уютный уголок где-нибудь в јнглии или в  алифорнии, отправл€лс€ на другой конец планетыЧпо большей части только с мечтами о миллионе, но случалось, и ради ѕриключени€, в надежде обрести чувство свободы и осуществленного призвани€.

» суровые законы жизни, которые мст€т за несправедливость, бесчестье, предательство, за поругание красоты и этической правды, , здесь вы€вл€лись так же отчетливо, как было на јл€ске во времена юности Ћондона. ќттого ѕолинези€, как прежде Ч  лондайк, властно завладела его воображением. ≈й посв€щены прекрасные новеллы Ћондона, собранные в Ђ—казках южных морейї и Ђ’раме гордыниї. ≈й посв€щены и повести о ƒжерри и ћайкле.

ћожет показатьс€, что обе они принадлежат литературе ѕриключений и поэтому самое главное в них Ч напр€женна€ интрига, красочные описани€, калейдоскоп острых сюжетных ситуаций.  онечно, Ћондон стремилс€ к тому, чтобы его книги о собаках были увлекательным чтением, и не понапрасну сегодн€, когда прошло три четверти века, интерес к ним так же велик и устойчив, как в первые годы после их по€влени€. Ќо стихи€ ѕриключени€, почти всегда заполн€юща€ книги Ћондона, Ч это все же лишь самый верхний слой их содержани€. ј главное Ч те большие, серьезные проблемы миропонимани€ и этики, которые посто€нно наход€тс€ в поле зрени€ Ћондона, описывает ли он т€готы жизни золотоискателей на  лондайке или полные тайн и опасностей будни —оломоновых островов.

Ёти проблемы настойчиво за€вл€ют о себе и в книгах, где главные героиЧЅелый  лык, ƒжерри, ћайкл.  ажда€ из этих книгЧразмышление над законами жизни и законами нравственной истины. ¬от почему повести сложились в единый цикл, обладающий очень прочными внутренними сцеплени€ми.

 огда-то их воспринимали главным образом как беллетристические пособи€, иллюстрирующие учение ƒарвина. ƒл€ своего времени такое воспри€тие было естественным. ¬се поколение Ћондона росло под сильным воздействием идей дарвинизма, который в те годы был последним словом и самым значительным завоеванием науки. “еори€ эволюции нашла множество отзвуков в тогдашней философии, социологии, литературе. ¬озникал соблазн распространить эту теорию и на область социальных отношенийЧмежду людьми, поколени€ми, расами, народами. јнглийский философ √. —пенсер, чьи книги Ћондон прочел на јл€ске, разработал на такой основе по-своему стройную и логичную доктрину, в сущности, оправдывавшую и расизм, и классовое размежевание, и капиталистическую эксплуатацию. ¬ некоторых лондоновских произведени€х чувствуютс€ отголоски этой глубоко реакционной концепции. ќсобенно усердно критики той поры отыскивали такие отголоски в повест€х, посв€щенных собакам, Ч ведь, кажетс€, к перекличкам со —пенсером здесь располагал сам материал.

Ќо, каковы бы ни были субъективные намерени€ писател€, на деле его книги о собаках оказались как раз развенчанием спенсерианства, которое некоторые современники Ћондона всерьез считали единственной Ђнаучнойї и Ђобъективнойї философией.

ќсобенно примечательны в этом смысле повести о ƒжерри и ћайкле. Ќа плантации ћериндж, где они выросли, в них обоих воспитывают презрение и ненависть к Ђнеполноценнымї чернокожим жител€м ѕолинезии., ƒл€ ƒжерри и ћайкла эта ненависть в итоге становитс€ нормой психологииЧинстинкт заставл€ет их видеть в каждом полинезийце врага Ђбелых боговї или, в лучшем случае, всего только Ђвторосортноеї божество. ќба они отличаютс€ бескрайней отвагой, стоическим терпением, непоколебимой преданностью человеку, и раз за разом все эти прекрасные качества используютс€ хоз€евами только дл€ того, чтобы надежнее оберегать добро, украденное у Ђдикарейї, жестоко расправл€€сь со всеми непокорными и утвержда€ расизм как Ђестественныйї пор€док вещей.

» ƒжерри и ћайкл фактически жертвы мира, где расизм и насилие стали коренными принципами быти€. »х судьба трагична, несмотр€ на благополучный финал, Чведь искалечена их психика, разрушен воплотившийс€ в них идеал этической целостности и красоты. Ёто социальна€ драма, по-своему отразивша€ ту страшную драму колониального угнетени€, котора€ развертываетс€ в большом мире, чьи законы вынужденно усваивают герои Ћондона.

¬ повести о ƒжерри на передний план выдвигаетс€ тот расовый антагонизм, который стал неотъемлемым следствием вторжени€ буржуазной цивилизации, изуродовавшей весь строй жизни на островах ѕолинезии. Ћондон ничуть не идеализирует те пор€дки, которые здесь господствовали до по€влени€ непрошеных цивилизаторов. » вместе с тем при всей жестокости рисуемых им картин самое существенное дл€ Ћондона Ч органика, завершенность и естественность полинезийской жизни, хот€ она и впр€мь несет на себе черты каменного века. Ќа голых отмел€х, в крайне суровых услови€х, не зна€ ни извести, ни долота, местные жители сумели выстроить стены, противосто€щие напору океана, разбить плантации кокосовых пальм и хлебных деревьев, наладить рыболовство, создать прочные жизненные устои.

» пусть их поверь€ до крайности примитивны, пусть даже у них господствует каннибализм, Ч это та неизбежна€ ранн€€ стади€ человеческой истории, котора€ не должна прерыватьс€ насильственным приобщением к Ђвеку сталиї. ¬едь дл€ аборигенов такой Ђпрогрессї означал только массовую гибель на пол€х, принадлежащих белым поработител€м, сожженные карател€ми деревни и ад невольничьих кораблей. Ётому Ђпрогрессуї служит и шкипер ¬ан ’орн, которому безраздельно отдано сердце ƒжерри. —ам ƒжерри тоже помогает укрепитьс€ бесчеловечности, которую принесли колонизаторы. »нстинктивный расизм ƒжерри меньше всего можно было бы объ€снитьЧв духе —пенсера Ч как логичное следствие биологической эволюции. Ёто результат социальных норм, которые утверждались вместе с капиталистическим Ђосвоениемї ѕолинезии, как тогда казалось, на века.

¬ повести о ћайкле социальный смысл событий еще более очевиден. ѕознакомившись дл€ этой повести с закулисной стороной жизни американских цирков, Ћондон был буквально ошеломлен жестокостью дрессировщиков, ни перед чем не останавливавшихс€ ради эффектности номера и выгоды ангажемента.  нига о ћайкле писалась с конкретной целью покончить с этим варварством, которое не т€готило совесть различного рода Ђважных боговї вроде √арриса  оллинза, образцового семь€нина и прихожанина церкви, уподобл€ющегос€ м€снику, как только он переступает порог своей школы дрессировкиЧЂшколы страданий дл€ четвероногих пленников со всех концов светаї.

÷ель осталась недостигнутой. ∆ивотных продолжали мучить и после по€влени€ повести, хот€ она вызвала бурные отклики читателей, которых повергли в ужас приведенные Ћондоном факты. “ребовани€ бизнеса вз€ли верх над либеральными устремлени€ми общественности. »наче и не могло быть.

Ќо это ничуть не снижает значени€ лондоновской книги, если иметь в виду не только побуждени€, заставившие писател€ вз€тьс€ за перо, а объективный художественный результат. » в этой повести, как и во всех предшествующих, Ћондон затрагивает очень сложные этические конфликты. ћайкл, чь€ судьба оказалась предельно суровой, все врем€ сталкиваетс€ с низостью, несправедливостью, своекорыстием, жизнь жестоко ломает его пон€ти€ о правильном и ложном, калечит его сознание, Ч так озлобитс€ ли он сам, станет ли всего только продуктом среды, в которой приходитс€ существовать? ƒл€ тех, кто слишком пр€молинейно понимал эволюционное учение, вр€д ли мог возникнуть сам этот вопрос. ‘илософи€ —пенсера не оставл€ла места дл€ таких пон€тий, как выбор, свобода воли, ответственность. ј весь опыт прожитых лет убеждал Ћондона в противоположном: каковы бы ни были услови€, возможность нравственного выбора сохран€етс€ и остаетс€ ответственность за прин€тое решение.

Ёто был центральный узел его спора со спенсерианством, развернутого во многих произведени€х, включа€ и книгу о ћайкле. “рагические ситуации, которыми оказалась так богата истори€ нашего... века, вы€вили всю важность той давней полемики и все значение ѕозиции, которую зан€л Ћондон. ќтблеск таких ситуаций сегодн€ невольно падает на страницы его повести, посв€щенной ћайклу, и часто заставл€ет восприн€ть ее как аллегорию. Ќастолько важен с ходом лет стал ее важнейший конфликт, в котором противосто€т друг другу стремление к свободе и порабощение жестокими обсто€тельствами, чувство нравственного долга и враждебный ему инстинкт выживани€ любой ценой, самоотверженность и безволие, гордость и приспособленчество.

–азумеетс€, Ћондон писал не аллегорию, а просто повесть о собаке.  оррективы внесло врем€, придавшее такую серьезность той борьбе несовместимых начал, котора€ происходит в душе ћайкла. » вопреки всем научным аргументам Ђсоциальных дарвинистовї, пытавшихс€ уподобить человека животному, исход этой борьбы определ€етс€ этическими принципами даже в сознании собаки. “рудно даетс€ ћайклу победа над средой, стремившейс€ ожесточить его против всех на свете. ѕосле пережитого он никогда уже не испытает вновь ощущение полного, безоблачного счасть€, подсознательно живущее в нем как пам€ть о ћериндже, о капитане  елларе и о стюарде ƒоутри, которых поглотило небытие.

Ќо не иссохла его душа и не остыло сердце, не поколебалась его гордость и верность. ј это решающий итог Ч и последн€€ точка в полемике Ћондона с теми, кто был готов оправдать любую подлость услови€ми жизни, предав забвению самую мысль о долге и ответственности.

“ак наполн€ютс€ лондоновские книги о собаках такими коллизи€ми, которые сохран€т жгучую актуальность на прот€жении всего XX века, лишь обостр€€сь с движением истории. «ахватыва€ глубокой достоверностью рассказа и неподдельной тонкостью психологического рисунка, эти повести заставл€ют думать о проблемах большого мира Ч этических, социальных, философских.

 огда у ћайкла открываетс€ талант Ђсобачьего  арузої, даже дл€ ƒоутри, искренне к нему прив€завшегос€, это лишь способ заработать на'жизнь, эксплуатиру€ необычайный дар своего друга. ƒоутри, а уж тем более  оллинз и прочие дрессировщики, конечно, не пытаютс€ пон€ть, какие чувстве заставл€ют ћайкла выводить мелодии попул€рных песенок и почему, заслышав их, он не может сдержать себ€, хот€ бы и сознава€ унизительность своего положени€ цирковой звезды.

ƒл€ Ћондона это пение, собирающее толпы любопытствующих, Ч не пуста€ сенсаци€ очередного трюка, а внешний знак происход€щего в душе ћайкла брожени€, которое по-своему глубоко символично и серьезно. ћайкл тоскует по стюарду, любившему эти песни, и устремл€етс€ к нему в надежде победить своим пением тьму, в которой исчез его великий бог. Ќо его пение не только про€вление бесконечной любви. Ёто и исход тоски Ђпо далекой, позабытой стайной жизниї. ѕопытка пробитьс€ через тыс€челети€ к тем временам, Ђкогда мир был молод и ста€ была стаей, еще не потер€вшейс€ в нескончаемой череде столетий, прожитых собакой подле человекаї.

¬озникает философска€ тема, непосредственно св€зывающа€ книгу о ћайкле с ЂЅелым  лыкомї. “ам эта темаЧутраченна€ слитность с природой и невосполнимость понесенных при этом потерьЧ€вл€етс€ ведущей. ѕовесть дополн€ет картину  лондайка, уже знакомую читател€м рассказов Ћондона, передавших все то героическое и низменное, что сопутствовало Ђзолотой лихорадкеї. Ќо ее значение определ€етс€ прежде всего новаторским изображением полуосознанных побуждений геро€, Ѕелого  лыка, который приспосабливаетс€ к цивилизации, не разруша€ при этом своего целостного и прекрасного духовного мира.

«а каждым эпизодом этой повести стоит невысказанна€ мысль, что человеку уже никогда не вернуть живительного единства с землей, которое еще сохран€ет Ѕелый  лык.

ѕрежде чем попасть к люд€м, он живет естественной жизнью. ¬сем своим строем повесть отрицает иллюзорные ценности цивилизации, где властвуют богатство и жажда власти.

—урова€ и прекрасна€ природа јл€ски не приемлет людей, остающихс€ рабами такой цивилизации. Ђ„итаешь его, Ч писал о Ћондоне Ћеонид јндреев, Ч и словно выходишь из какого-то тесного закоулка... и чувствуешь, как крепчают мускулы, как властно зовет вечно невинна€ жизнь к работе и борьбеї. ∆изнь Ѕелого  лыка необычайно полнокровна, интенсивна, потому что он сам Ч неотъемлема€ частица реального мира, который Ћондон открыл дл€ себ€ на —евере и полюбил навсегда.

”сваива€ повадки волка, Ѕелый  лык Ђвыполн€ет высшее назначение жизниї. Ётого нельз€ сказать ни о ком из тех, с кем ему суждено столкнутьс€. » может быть, именно потому, что Ѕелый  лык во всех своих устремлени€х руководствуетс€ голосом природы, ему и дано изведать такую любовь, такое счастье самоотверженности и преданности, какие недоступны люд€м, всегда Ч в той или иной степени Ч скованным нормами цивилизации с их неизбежной искусственностью.

Ћондону было чуждо настроение, выражавшеес€ в наивных призывах к бегству Ђназад в природуї. Ќо он один из первых пон€л, что между человеком и миром естественной жизни возникло слишком много преград, и начали исчезать последние св€зующие нити, а потребность в многогранном и живительном общении с природой лишь обостр€етс€, оттого что ее все труднее удовлетворить. » он раньше других писателей заговорил о том, что такие утраты не компенсируютс€ никакими, даже самыми бесспорными достижени€ми прогресса, ибо человек никогда не смиритс€ со своей отчужденностью от природы и будет искать живой контакт с ней, не утраченный геро€ми лондоновских книг о собаках.

√лазами этих необычных героев он увидел всю глубину рва, пролегшего между людьми и миром, в котором они живут. ќн передал муку и боль этого разрыва, ввод€ в литературу одну из тех самых острых и важных тем, которые принесла действительность нашего столети€.

¬ дуще Ѕелого  лыка победило чувство любви к человеку. ‘инал повести о клондайкском волке, мирно играющем с щен€тами под солнцем  алифорнии, выгл€дит искусственно.

Ќо и он не поколебал большого философского и художественного значени€ ЂЅелого  лыкаїЧповести, оставшейс€ среди лучших произведений Ћондона, как и все другие его книги о собаках, отмеченные подлинной содержательной емкостью и глубиной.

ј. «верен

»сточники:

  • Ћондон ƒ. ѕовести.Ч ћ.: ѕравда, 1981.Ч656 с
  • јннотаци€: ¬ книгу вошли три повести американского писател€ ƒжека Ћондона (1876Ч1916): ЂЅелый  лыкї, Ђƒжерри-островит€нинї, Ђћайкл, брат ƒжерриї.  ажда€ из этих повестей Ч размышление над законами жизни и законами нравственной истины.
    ќбновлено:
    ќпубликовал(а):

    ¬нимание!
    ≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    “ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

    —пасибо за внимание.

    .

    –≈√»—“–ј÷»я
      вход

    ¬ход через VK
    забыли пароль?

    ѕроверка сочинений
    «аказать сочинение