Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роман Дамское счастье (Золя Эмиль)

Назад || Далее

«Когда талант Золя, — говорит Ноль Лафарг, — достиг полного развития, у него хватило смелости взяться за большие социальные явления и события современной жизни. Он сделал попытку описать влияние, которое оказывают экономические организмы на современное человечество». Эти актуальные для Франции последней четверти прошлого века проблемы он затронул в романах «Дамское счастье, «Жерминаль» и «Деньги». Он показал, что процесс образования крупных экономических организмов вызывал глубокие изменения не только в экономике, но и во всех других областях буржуазного общества.

В «Дамском счастье» (1883) Золя повествует о тех преобразованиях, которые происходили в торговле во времена Империи. С героем романа Октавом (сыном виноторговца Муре и Марты Ругон) читатели впервые знакомятся в «Накипи» (1882). Этот двадцатидвухлетний провинциал только появился в столице. Подобно Жюльену Сорелю или Растипьяку, он лелеял дерзкую мечту повергнуть Париж к своим стопам. Он поселился в «респектабельном» доме на улице Шуазель, где проживали буржуа самого различного положения и достатка, которые называли себя не иначе как «мы порядочные люди».

Молодой человек очень скоро узнал подлинную цену внешней респектабельности и добропорядочности. Стоило приотворить полированные двери квартир «порядочных» господ, как взору открывались бездны самого отвратительного порока. Освоившись с царившими здесь нравами и вкусив от столичных добродетелей, Октав женится на проживавшей в этом доме хозяйке небольшого магазина.

В романе «Дамское счастье» мы снова встречаемся с Октавом, когда, похоронив жену и наследовав ее дело, он получил возможность дать волю своей неукротимой энергии и необузданной фантазии. Его предпринимательские планы опрокидывали все прежние представления о торговле. Он устремился к цели, «как поэт, с таким блеском, с такой потребностью чего-то колоссального, что все, казалось, должно было трещать под его натиском». Муре ставит на карту не только свои капиталы, но и деньги компаньонов, он создает шумную рекламу, умело расставляет хитроумные ловушки для покупателей, разрабатывает целую систему понижения цен на не имеющие спроса товары. Одного за другим разоряет он конкурентов. На обломках их заведений Муре воздвигает ослепительный дворец соблазнов — универсальный магазин «Дамское счастье», который, «будто объевшийся сказочный людоед», властвует теперь над всем кварталом.

Отношение Золя к капиталистическому развитию последней четверти XIX века и к таким его порождениям, как Октав Муре, — двойственно и противоречиво. Писатель увлечен «триумфом современной деятельности» и не оплакивает гибель мелких лавочников, он стремится, по его словам, идти в ногу со временем и выразить «век действия и победы». Его восхищает творческая активность и предпринимательский талант «поэта торговли» Октава Муре, огромность его замыслов. Автор противопоставляет жажду деятельности этого энергичного хищника настроениям пессимизма и безволия, которые получили распространение среди определенной части интеллигенции в конце века и носителем которых выступает изверившийся скептик Лазар из романа «Радость жизни» (1884). Идея Золя о том, что в человеческом обществе, так же как и в природе, все устаревшее, изношенное, больное отмирает, а победу одерживают здоровые силы и общество идет вперед в своем поступательном развитии, полемически была направлена против модной в то время отрицавшей прогресс философии Шопенгауэра.

Вместе с тем писатель видел, что «век действия и победы» ведет к усилению эксплуатации и обнищанию большинства, к сосредоточению огромных богатств в руках немногих. Автор осуждает эгоистическую мораль духовно нищего Муре, который ради успеха своего начинания способен принести и приносит в жертву судьбы тысяч и тысяч.

Увлечение Золя «веком действия и победы» привело его к поиску путей мирного разрешения классовых противоречий в рамках буржуазного общества. Поэтому реформистские затеи Денизы Бодю, проповедуемые ею фаланстеры торговли, «где каждый по заслугам получает свою долю прибылей», мыслились ему как зародыши рабочих обществ будущего. Не менее наивными представляются и надежды писателя на то, что умная, сердобольная и трудолюбивая Дениза сумеет перевоспитать собственника Муре и сделать из него добродетельного хозяина, денно и нощно пекущегося о благе своих работников.

Источники:

  • Золя Эмиль. Карьера Ругонов. Добыча. Пер. с фр. Вступит, статья С. Емельяникова. Илл. Майофиса. М., «Худож. лит.», 1979. 526 с. (Б-ка классики. Зарубеж. лит-ра)

  • Аннотация:В книгу включены романы выдающегося французского писателя Эмиля Золя (1840—1902) «Карьера Ругонов» и «Добыча» (оба—1871), открывающие собою его двадцатитомную эпопею «Ругон-Маккары» (1871—1893), в которой на материале истории одной семьи дана широкая картина общественной жизни Франции периода Второй империи (1851—1870).
    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Назад || Далее
    .

    Полезный материал по теме

    И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском