Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




11.3 Жизненные искания Григория Мелехова по роману М. Шолохова «Тихий Дон» (ЕГЭ по литературе)

«Тихий дон» — уникальный роман-эпопея двадцатого века, в котором главный герой метается в выборе спутницы жизни и идеологии. Рассмотрим, в чем заключаются жизненные искания Григория.

Сюжетеобразующим в произведении становится общественный конфликт — гражданская война. Именно эта страшное историческое событие заставляет малообразованного казака делать идеологический выбор. Первоначально герой, поддавшийсь обаянию идей Подтёлкого, ищет истину у красных, но его отношение к этому течению меняется в сцене расправы над отрядом Чернецова. Белое войско попадает в плен к сторонникам советской власти.

Противореча всем неписанным военным законам и нравственным устоям, Подтёлков жестоко расправляется над бывшим сотником. Это служит своеобразным сигналом для остальных сослуживцев: союзников белого офицера безобразно истребляют. Мелехов потрясен бесчеловечностью убийства, расправа над отрядом Чернецова является причиной, по которой Григорий уходит от красных, но зеркальный эпизод — казнь команды Подтелкова заставляет героя осознать, что и среди повстанцев нет истины. В этом эпизоде М. Шолохов заставляет героя снова стать свидетелем бесчеловечной расправы друг над другом людей одного народа. Герой пытается найти свою, третью правду, но со врменем начинает понимать, что ее нет. Мучительно переживая бессмысленные и страшные события, в которых он вынужден принимать участие, Мелехов приходит к мысли: «Неправильно у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый».

Идеологические искания Григория сопровождается метаниями в любви. Герой одинаково сильно любит двух женщин, этот конфликт становится важной частью сюжета. Аксинья Астахова и Наталья Коршунова, вопреки литературной традиции, не напоминают антиподов, у них много общих черт: обе хозяйственны, трудолюбивы, способны на глубокие чувства. В их образах главное — красота. Однако прелесть Аксиньи более плотская. Описывая ее портрет и привлекательные черты, М. Шолохов использует эпитеты «губительная», “порочная” и «огневая». Наталья же обладает одухотворенной, сдержанной внешностью. Вторая героиня живет в строгом соответствии с правилами, нравственными принципами, для первой важнее свобода. Автор эпопеи делает акцент на том, что Аксинья принимает Григория таким, какой он есть, способна пожертвовать всем ради него. Наталья, наоборот, во время гражданской войны упрекает Мелехова в неверности, говорит, что ему должно быть стыдно смотреть детям в глаза. В данных эпизодах она не желает принимать героя, в ней говорит «бабья лютость». Несмотря на это, обе героини воплощают то, что противостоит стихии войны — любовь. Они словно вступают в поединок с ней. Метания Григория между двумя женщинами, каждая из которых любима им, предвещает его сложные, мучительные поиски правды, трагическое отсутствие возможности выбора в расколотом мире в периоде гражданской войны.

М. Шолохов создает уникального героя, который не может реализовать счастливую, казачью жизнь в современных реалиях. Автор романа приводит историю Мелехова к открытому финалу: потеряв обеих возлюбленных, Григорий поднимает на руки единственного выжившего сына и не может вступить на порог своего дома, так как теперь там живет его идейный враг.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.