Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Очарованный странник повесть (Лесков Н С)

Повесть написана в 1872 году. Первоначальное название — «Черноземный Телемак». По своему содержанию и художественной структуре она несет на себе все основные признаки лесковского писательского дарования, являясь в этом отношении классической. Именно ее имел в виду Горький, советуя молодым писателям учиться у Лескова.

Типизируя российскую действительность, писатель здесь вполне сознательно развивает реалистическое направление в литературе. Сопоставляя героя «Очарованного странника» с Телемаком, Дон-Кихотом и Чичиковым, Лесков отвергал идею чисто приключенческого сюжета, которую пытались ему навязать. «...Почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться?..— пишет он в январе 1874 года, после выхода в свет повести.— А Дон-Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде и герою? Я знаю и слышу, что «Очарованный странник» читается живо и производит впечатление хорошее...»

Лесков не случайно упоминает произведения Сервантеса, Фене-лона и Гоголя.

Он подчеркивает мысль об органической связи в реалистическом искусстве характера и обстоятельств, героя и среды.

В первой публикации (в газете «Русский мир» за 1873 г.) повесть называлась «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». Лесков проводит своего героя Ивана Северьяновича Флягина через множество жизненных испытаний, в процессе которых вырабатывается и оттеняется его характер.

Автор рассматривал Ивана Северьяновича как характер героический, народный и в своих оценках сближал его со знаменитым Левшой.

«"Очарованного странника" сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с «Левшою» под одним общим заглавием "Молодцы"», — писал он в 1886 году.

Жизнь Иван Северьянович Флягин принимает со всем ее пестрым, многоликим и сложным содержанием. «Очарованный богатырь» не испытывает желания снять с себя чары жизни, и все ее трудности разбиваются о его незыблемую духовную стойкость.

Мера справедливости мыслей и дел определяется самим Фляги-ным. Никакого иного критерия оценки человека, кроме суда собственной совести, он не признает. Однако в основе этого убеждения не эгоизм, а глубокая вера в человека.

Флягин по-своему гармоничная личность. Он лишен религиозного фанатизма и хотя «не неверует», но полагает, что «от всех этих молитв никакой пользы нет».

Он любит труд, относится ко всякой работе добросовестно, но подлинным «артистом» показывает себя в обращении с лошадьми, где ему нет равного,

Ему свойственно и высокое чувство любви к родине и своему народу. Долгие годы живя в плену, все свои помыслы и стремления он направляет к одной цели, чтобы «вернуться домой и увидеть свое отечество».

Флягин готов «за народ... помереть», если видит, что ему угрожает опасность.

Герой Лескова, слегка удивляясь тому, что он много раз «погибал», но так и «не погиб», в конце концов сам уверовал в то, что постоянное балансирование на краю гибели — его жизненный удел, его судьба. Спокойствие и невозмутимость Флягина основаны на собственном опыте, который свидетельствует о том, что силы зла, в том числе и сама смерть, бессильны восторжествовать в борьбе с ним.

Люди, подобные Ивану Северьяновичу Флягину, по убеждению писателя, олицетворяют собой сущность жизни и неистребимы, как сама жизнь.

С. 51. Валаам — остров на Ладожском озере, где в начале XIV века был построен мужской монастырь. Чухонский — финский.

С. 52. Послушник он был или постриженный монах...— Послушником в русских монастырях назывались готовящиеся к принятию монашества и исполняющие разные послушания: церковные службы и хозяйственные работы. Пострижение — обряд посвящения в монашество, сопровождавшийся крестовидным выстрижением волос на голове посвящаемого.

Камилавка — черная шапочка, которую монахи носили под клобуком (под капюшоном).

С. 53. ...напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого.— Имеются в виду картина В. В. Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» и баллада А. К. Толстого «Илья Муромец».

Епархия — церковно-административная единица.

Филарет (Дроздов) (1782—1876) — московский митрополит, богослов, один из наиболее реакционных деятелей высшего духовенства.

С. 54. Преподобный Сергий — причисленный к лику святых известный деятель русской церкви XIV века Сергий Радонежский (1314—1392), основатель Троице-Сергиева монастыря и ряда других обителей.

С. 55. Стратопедарх — начальник военного лагеря. С. 56. Троица, духов день — религиозные праздники христианского культа.

Иеромонах — монах в сане священника.

Рясофор — ношение в монастыре монашеской одежды без пострижения.

Инок — монах, чернец, отшельник.

С. 57. Кантонисты — сыновья солдат в крепостной России, при крепленные со дня рождения к военному ведомству и подготовлявшиеся к солдатской службе в специальных школах кантонистов Ремонтер — офицер, занимающийся закупкой лошадей для армии.

С. 58. Рарей Джон (1827—1866) — известный американский дрессировщик лошадей, основоположник гуманного метода дрессировки. В России демонстрировал свою систему в 1857 году.

Всеволода-Гавриила из Новгорода, которого я за молодечество его сильно уважал...— Всеволод-Гавриил Мстиславич, новгородский князь, причисленный к лику святых (ум. в 1137 г.).

Муравный — покрытый глазурью, стекловидной оболочкой.

С. 62. Граф К.— имеется в виду С. М. Каменский (1771—1835), известный своим деспотизмом помещик.

Ворок (ворки)—загон, скотный двор.

Старинкою синею ассигнациею жалован.— Ассигнация — денежная бумажная купюра пятирублевого достоинства.

С. 63. Форейтор (нем.)—кучер, сидящий верхом на выносной лошади в запряжке четверней или шестерней.

Битюцкие. — Битюги — порода крепких ломовых лошадей, разводимая в Воронежской губернии, по берегам реки Битюг.

Оборкатотся — привыкнут, приспособятся.

Кофишенок (нем.) — придворный чин смотрителя за чаем, шоколадом, кофе.

...аспид и василиск...— здесь: мифическое существо, дракон, змей.

С. 64. П... пустынь — предположительно Предтечева пустынь (монастырь в Орловской губернии).

Взволочек (взволок) — возвышенность, холмик.

С. 66. ...поехали мы... к новоявленным мощам...— Речь идет о мощах первого воронежского епископа Митрофания, «открытие» которых произошло в 1832 году.

С. 67. Дышловые, дышловики — пара лошадей, запряженных по обе стороны дышла (одиночной оглобли), прикрепляемого к передней оси повозки.

Подседельная — верховая лошадь (здесь: форейторская).

С. 73. За коней мы взяли триста рублей, разумеется по-тогдашнему, на ассигнацию...— то есть на бумажные деньги, которые оценивались в 30—40-х годах XIV века в двадцать семь копеек серебром за один рубль ассигнацией. _

Заседатель — выборный от дворян член уездного суда или судебной палаты.

С. 74. ...от Митрофания...— из воронежского Митрофаниевского монастыря.

С. 76. Лиман — широкое устье реки, впадающей в море, морской залив.

С. 77. Сарацины — кочевое дикое племя в Аравии. С. 80. Улан — конный воин из частей легкой кавалерии. С. 81. Тубо, пиль, апорт (франц.) — стой, принеси, подай. Борзо — скоро, быстро.

С. 84. Кошма (вост.) — войлок из овечьей шерсти, валяная подстилка.

Хан Джангар — возглавлял Букеевскую киргизскую орду в районе Астрахани. Числился русским подданным, состоял на государственной службе. Одновременно был широко известен как торговец лошадьми.

Рынь-пески (нарын (казахск.) — узкий песок) — гряда песчаных холмов в низовьях Волги.

Дербыши (дервиши) — мусульманские нищенствующие монахи.

С. 85. Селикса — село на юге Пензенской губернии.

С. 86. ...на игренем...— Игрений — конская масть: рыжий со светлой, белой гривой и хвостом.

Мордовский ишим — село к востоку от Пензы.

С. 88. Курохтан — буро-серая степная птица.

С. 95. Сабур — растение алоэ.

Калганный корень — растение, употреблявшееся как пряность и лекарство.

С. 99. Коч — кочевье.

С. 102. Таволожка (таволга, волжанка) — кустарник, прочные стволы которого использовались на шомпола и кнутовища.

Чилизник (чилига) — степная полынь.

С. 103. Хлупь (хлуп) — кончик крестца у птицы.

С. 105. Магомет (Мухаммед) (ок. 571—632 гг.) — основатель магометанской (мусульманской) религии, изложенной в Коране.

Миссионер (лат.) — лицо, посылаемое церковью для религиозной пропаганды среди иноверцев.

С. 108. Агнец — здесь: ягненок, барашек.

С. 110. Позабрались... под ставки — то есть в кибитки.

С. 113. Епитимья—наказание за проступки против уставов церкви.

С. 114. Керемети — согласно чувашским поверьям, добрые духи, которые живут в лесах.

С. 115. Зачичкался — захирел, похудел.

С. 117. Магнетизм—так называли в то время гипноз.

С. 119. Не латошитъ — не суетиться; латоха (лотоха) — суета.

Храпок (храп) — средняя и нижняя часть переносья у лошади.

С. 120. Кила — грыжа, опухоль.

Архалук — поддевка, стеганка. С. 124. Субтильный — нежный, тонкий.

С. 128. ...Иов на гноище...— Согласно одной из библейских легенд, бог, чтобы испытать веру Иова, поразил его проказой, и Иов должен был уйти из города и сидеть в пепле и навозе.

С. 131. Лонтрыга (лантрига) — мот, гуляка.

С. 132. Четминеи (Четьи Минеи) — церковная книга «Жития святых».

С. 138. Ассигнации — бумажные деньги различного достоинства: синие синицы — пять рублей, серые утицы — десять рублей, красные косачи — двадцать пять рублей, белые лебеди — сто и двести рублей.

С. 139. Исправник — начальник уездной полиции, председатель земского суда.

С. 140. «Челнок» — романс на слова стихотворения Д. В. Давыдова «И моя звездочка» («Море воет, море стонет...»).

С. 142. Ротмистр — командир эскадрона, капитан легкой конницы в царской армии.

С. 143. Коник — ларь, сундук с подъемной крышкой.

С. 150. Обелъма — множество, куча.

С. 164. Перезниял — перегнил.

Девки-однодворки — жительницы хутора, заимки, одиночного поселения.

Мареновый — от слова «марена» — растение, корень которого используется в качестве красителя.

С. 165. ...у старых бортей...— Борть — дуплистое дерево, в котором водятся пчелы.

С. 168. Авария — бывшее Аварское ханство. С 1864 года — Аварский округ (территория, на которой в настоящее время расположен Дагестан).

Зелье — здесь: порох.

С. 169. Отроковица — девушка-подросток.

С. 172. Коллежский секретарь — один из четырнадцати классов («чинов») табели о рангах, введенной Петром I.

С. 173. Апофеоз (греч.) — здесь: торжественная заключительная картина в театральном представлении.

С. 174. Малый постриг — обряд посвящения в духовное звание младшего чина без наложения строгих правил.

Старший постриг — обряд посвящения в монахи пожизненно с наложением строгих правил.,

С. 175. Четки — нитки бус, ремень с узлами для отсчитывания произнесенных молитв и сделанных поклонов.

С. 179. Схимник — монах, ведущий суровый, аскетический образ жизни.

Источники: