Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Нравственно-этические идеалы (Тургенев И. С.)


Едва ли среди современников Тургенева найдется кто-либо, чья писательская судьба сложилась столь блистательно, захватывающе интересно, перед кем читающий мир Старого и Нового света распахнул свои сердца.

Начало творческого и жизненного пути Ивана Сергеевича, истоки его мировоззрения, эстетических взглядов связаны с именами Белинского, Станкевича, Грановского, Герцена. Символ веры писателя сложился под их влиянием, прежде всего Белинского. Нравственно-этические идеалы Тургенева формировались в момент его дружбы с одной из самых светлых личностей передовой русской интеллигенции – Николаем Станкевичем. Идеалами юного писателя были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, чьи традиции оставались для Ивана Сергеевича вечными и нетленными.


Какие бы колебания он ни переживал, идеи, воспринятые Тургеневым в 1840 гг., побеждали.

Существует афоризм: чтобы понять писателя, поэта, художника, надо вернуться в страну его детства, его молодости. Такой духовной страной молодости Тургенева для нас являются его ранние письма к друзьям, особенно конца 1830-х – начала 1840-х гг. Прежде всего это письма к Ефремову, Грановскому, Станкевичу, Белинскому. В них душа художника открыта со всей щедростью юности.

В начале жизненного пути писатель занимался наблюдениями «над собственным характером» с целью постижения характера и своего современника. Еще в 1839 г. Тургенев заинтересовался жанром философической поэмы, читая русских и европейских авторов. Пройдет несколько лет, и Тургенев напишет философическую поэму «Разговор». А постижение характера и своего, и современника выразится вскоре в создании повести «Андрей Колосов». Стремлением к тому, чтобы «всякий зародыш мысли переходил в дело…», проникнуты творения Тургенева 1840-1850-х гг. («Гамлет Щигровского уезда», «Рудин», «Дневник лишнего человека»).

Неизбывным стремлением к самоусовершенствованию отмечены годы молодости Тургенева. Он «трудился над собой» всю жизнь.

В 1830-1840-е гг. Тургенев – усердный читатель лучшего, что создал гений человечества во всех областях гуманитарной мысли, искусства и философии: Гомер, Кальдерон, Гете, Гегель, Фейербах. Именно тогда формируются его эстетические и философские взгляды, характер его гуманизма, в высшей степени демократического.

В 1840 году писатель впервые попал в Италию, которая открыла ему путь в страну красоты, и с этого момента Иван Сергеевич исчислял начало своего духовного, нравственно-этического развития. Но Тургенев предпочитает Россию, свою «северную страну». Этим ощущением проникнуто все, что создал Тургенев. Например, «Записки охотника», а также «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Новь».

В 1843 г. Иван Сергеевич встречает французскую певицу Полину Виардо, его жизнь озаряется любовью, которая длится до самой смерти. Тургенев уехал из России, жил в Куртавнеле (загородной вилле Виардо во Франции), чтобы издалека сильнее разить своего врага – крепостное право. Именно там создано большинство «Записок охотника». Но секрет творческой мощи великого писателя, его вдохновения объясняется и небывалым подъемом его творческих сил, вызванных поистине великим чувством любви. Им проникнута и повесть «Три встречи», которая потрясла Некрасова разлитой в ней чистейшей поэзией.

В трудную для себя пору, в конце 1860-х гг., когда возникли у Тургенева серьезные разногласия с революционной демократией, с родным когда-то журналом «Современник», когда разгорелась полемика вокруг «Отцов и детей», когда его великие современники Достоевский и Герцен отвернулись от него за роман «Дым», Тургенев начал писать свои «Литературные и житейские воспоминания». Но не только в полемических и публицистических целях. Писатель возвращался в страну своей юности, своего прекрасного прошлого и во имя того, чтобы воскресить дорогие имена, напиться живой воды, убедить себя и своих соотечественников в том, что без людей сороковых годов не могло бы возникнуть такое явление и понятие, как революционеры-шестидесятники, что существует в русском освободительном движении преемственность поколений, что объединяющая сила – в гражданской любви к России, ее народу.

«Литературные и житейские воспоминания» не разрозненные случайно вспомнившиеся эпизоды, а цельное, но весьма своеобразное мемуарное произведение, имеющее глубоко продуманный сюжет, скрытую драматургию. Иван Сергеевич демонстрирует свою приверженность идеалам 1840-х гг., гоголевскому направлению и в сфере литературы и в сфере искусства («Воспоминания о Белинском», «Гоголь», «Поездка в Альбано и Фраскати»), свое отношение к революции 1848 г., где побеждало восхищение писателя перед отвагой и великодушием восставшего народа.

После смерти Ивана Сергеевича Салтыков-Щедрин, постоянный оппонент писателя, часто коривший его за проявления либерализма, написал некролог. Это не только дань ушедшему русскому писателю, достигшему при жизни всемирной славы, но и исповедь одного из самых непримиримых художников России, ее совести.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:26:47
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение