Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Противоречия войны «Цинковые мальчики» (Алексиевич С. А.)

Книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» — первая и единственная в своем роде попытка документально-публицистического осмысления военных событий в Афганистане 1979-1989 гг. Произведение получило самые разноречивые оценки критиков и читателей от восторженных до возмущенных — имело значительный общественный резонанс.

Алексиевич предпринимает серьезную попытку анализа военных событий в Афганистане, выявляя важнейшие и принципиальные отличия афганской кампании от сражений Великой Отечественной: если война с фашистами 1941-1945 годов — это война на своей земле, ради защиты Родины от вторжения иноземных захватчиков, то «афганская» — это вроде бы и не война вовсе, а «введение (читай вторжение) ограниченного контингента» российских войск в мирное для своей страны время на чужую территорию с неизвестной большинству его участников истинной целью.

В «Цинковых мальчиках» разрушаются лживые политические эвфемизмы, абстрактные политические лозунги обретают свой истинный и потому чудовищный, нечеловеческий смысл: «почётная воинская обязанность» оборачивается «борьбой на выживание», «интернациональный долг» превращается в «войну без правил», «ограниченный контингент войск» оказывается массой преступников насильников, наркоманов, детоубийц...

Многие участники событий, чьи голоса звучат в книге, признаются: Афганистан стал для них горьким лекарством, разрушившим наивную веру в справедливость государственной системы, в правдивость официальных СМИ.

Но жестокий парадокс заключается в том, что, даже осознав обман, ветеранам психологически невыносимо принять факт предательства со стороны родной страны и осмыслить бессмысленность собственных жертв.

Алексиевич мастерски показывает, как со временем трансформируется восприятие войны её участниками. В книге приводится поразительный пример когнитивного диссонанса: сначала солдаты с презрением относятся к пропагандистским статьям, но спустя годы после возвращения неожиданно начинают верить тем же публикациям:

«В газетах писали о «подвигах». Мы смеялись, возмущались, ходили с этими газетами в туалет. Но загадка: вернулся домой, прошло два года, я читаю газету, ищу о «подвигах» и верю».

Другая особенность войны в Афганистане заключается в том, что это война современная, оснащенная новейшими достижениями военной техники, что создаёт иллюзию относительной безгрешности: «убивать — это просто нажимать на спусковой крючок».

Стрельба по абстрактным мишеням, виртуальная битва, в которой противник не реальный человек, а маленькая движущаяся точка в объективе бинокля, механический движущийся объект в прицеле снайперской винтовки. Не случайно в рассказах многих героев книги возникают сравнения с пионерской игрой «Зарница», любимой всеми мальчиками дворовой «войнушкой»; звучит мысль о том, что убивать гораздо легче, когда не видишь лица противника...

В противовес этому Алексиевич фиксирует особое внимание на картинах смерти, всеобщего хаоса, детально описывая жесткие натуралистические моменты.

Автор пытается, с одной стороны, вызвать у читателя не только моральное, но и физическое, органическое отвращение к войне вообще и описываемым событиям. С другой стороны, из таких жутких и при этом сухих, механических, без эмоциональных описаний складывается общее представление о том, насколько обесценивается человеческая жизнь на войне, насколько легко возможна и ужасающе проста человеческая смерть: «Дружил с хорошим парнем... А потом видишь, как его кишки гирляндой на камнях висят...».

Однако самое страшное в этой войне осознание ее ненужности ни афганскому народу, ни своему государству, непонимание со стороны соотечественников, обманутых средствами массовой информации. Афганская кампания наглядно продемонстрировала, как изменилось и массовое общественное сознание, и отношение государства к Солдату. Если в Великую Отечественную мы победили благодаря лозунгу «Все для фронта все для Победы!», когда люди в тылу падали от усталости, обеспечивая бойцов продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами; то солдаты-афганцы» страдали от голода, питаясь консервами 1945 года, погибали часто не от самих ранений, а от отсутствия элементарных медикаментов.

Творческий поиск Светланы Алексиевич не сводится только к документальному воссозданию и нравственной оценке афганских событий.

В этом аспекте изображения войны автор только намечает сложнейшие противоречия между биологической склонностью человека к насилию, подкрепляемой искаженным представлением об «интернациональном долге», и нравственными установками, общечеловеческими ценностями и индивидуальными жизненными принципами.

Участникам войны в Афганистане недавним школьникам, студентам приходится учиться жить на войне», ежесекундно сознавая свои безграничные права и возможности убивать другого человека и, одновременно, возможности самому быть убитым. «Человека в человеке немного вот что я понял на войне», признается один из героев «Цинковых мальчиков», словно отвечая на вопрос автора.

Из многочисленных фрагментарных, обрывочных воспоминаний солдат возникает страшная логическая цепочка, которая выстраивается в общую картину абсурда существования человека на несправедливой войне. Врожденная способность к убийству сначала становится реальной возможностью, а затем превращается в трагическую необходимость: «Остается живым тот, кто выстрелит первым». Поэтому «через две-три недели от тебя прежнего ничего не остается, только твое имя. Ты это уже не ты, а другой человек».

Именно поэтому в произведении Алексиевич возможны самые разные, часто противоположные представления о добре и зле, истине и лжи, справедливости и подлости. Все зависит от мировоззрения, воспитания, силы личности и индивидуального опыта конкретного человека. «Там разные люди были. Не представляйте нас одинаковыми», — не случайно просит автора майор, пропагандист артполка.

В исповедях героев книги также раскрываются индивидуальные цели рядовых участников афганской войны: помочь своей стране, получить острые ощущения, набраться жизненного опыта, понять смысл жизни, найти друзей, «изучить себя», «использовать то, чему учили в училище», просто заработать денег на дубленках... Кто- то боялся, придумывал различные способы избежать отправки в Афганистан; кто-то их презирал, считая, что советские солдаты «едут делать революцию», «представляя впереди что-то романтическое». На этой войне «одни хотели напиться, другие выжить, третьи мечтали о наградах».

Однако в книге отчетливо показано, что война оставила неизгладимый след в душе каждого её участника. Не всем оказалось под силу вынести слишком тяжкий груз страшного жизненного опыта. Вернувшись в Союз, многие ожесточались, замыкались в себе, сходили с ума... Это смятение чувств, ощущение истерзанности, беззащитности души точно описано одной из медсестер: «будто с тебя сорвали кожу» Поэтому отношение бывших «афганцев» к своим соотечественникам и к творчеству самой Светланы Алексиевич варьируется от «не трогайте нас» до «выслушайте и поймите».

Таким образом, книга «Цинковые мальчики» не только раскрывает трагические противоречия войны в Афганистане и побуждает читателя «выслушать и понять» всех ставших вольными или невольными участниками афганских событий - она призывает к всеобщему покаянию за то, что так или иначе стало частью жизни каждого из ныне живущих русских людей. Ведь «война не кончается тогда, когда перестают стрелять. Она перемещается в человеческую душу, где нельзя бывшее сделать не бывшим. И там у неё другие сроки...».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.