—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

 озьма ѕрутков.  лассик, которого не было. „асть 4. (ѕрутков  озьма)

Ќа хладных людей € вулканом дохну,  ип€щею лавой нахлыну...

Ёти бенедиктовские стихи воспринимаютс€ как водораздел между романтизмом ѕушкина и нелепост€ми  озьмы ѕруткова.

“ворчество ѕруткова не пон€ть в отрыве от сложной литературной борьбы, котора€ в свою очередь была отражением общественных отношений. ¬ нем часто обыгрывалось слав€нофильство. Ќесмотр€ на прекрасные личные отношени€ с представител€ми этого направлени€ русской духовной жизни, ј.  . “олстой никак не идеализировал допетровскую –усь и даже писал: Ђя в душе западник и ненавижу московский периодї1, отдава€ свои симпатии периоду, предшествовавшему татаро-монгольскому игу.

¬ п€тидес€тые годы журнал Ђ—овременникї печатал произведени€ лучших русских литераторов Ч “ургенева, √ригоровича, Ѕоткина, ƒружинина, ѕисемского, “ютчева, ј.

“олстого, ‘ета... ¬ тот период дебютировали √ончаров и Ћев “олстой. » наконец,  озьма ѕрутков.

»мена его создателей встречаютс€ среди гостей на знаменитых обедах в кругу Ђ—овременникаї, где умели ценить шутку, сыпали эпиграммами и остротами, Ђпопадали на темы совсем скользкиеї.

 огда же и при каких обсто€тельствах родилось им€ Ч  озьма ѕрутков?

¬с€кий, кто возьметс€ раскапывать историю возникновени€ псевдонима, опира€сь на воспоминани€, статьи, разъ€снени€, опровержени€ Ђдрузей  озьмы ѕрутковаї, вскоре поймет, что ему морочат голову.

¬елика€ путаница Ч это часть игры в  озьму ѕруткова. “ро€кое написание его имени Ч тоже. Ѕиблиографы откопали сборник Ђ–азные стихотворени€  озьмы “имошуринаї, изданный в  алуге в 1848 году. ќткрывает его стихотворение Ђ  музеї, в котором есть така€ строфа:

Ќе отрипь же мен€ от эфирных объ€тий!.. ќ!., если вниманье твое получу, —реди многотрудных служебных зан€тий ћинуты поко€ Ч тебе посв€щу...

¬ предсмертном стихотворении  озьмы ѕруткова есть нечто похожее на вирши калужского чиновника.

Ќо музы не отверг объ€тий —реди мне вверенных зан€тий.

¬  алуге подолгу бывал јлексей “олстой, а впоследствии жил јлексей ∆емчужников...

¬первые, как известно, им€  узьмы ѕруткова по€вилось в печати в феврале 1854 года, когда в Ђ—овременникеї началась публикаци€ его Ђƒосуговї. ѕока он был бесплотен и жаждал лишь славы, которой удостоились другие: Ђ≈сли они поэты, так и € тоже!ї Ќо предисловие к Ђƒосугамї, помеченное 11 апрел€ 1853 года, значительно сдвигает дату возникновени€ имени.

¬ ЂЅиографических сведени€х о  озьме ѕрутковеї, подготовленных ¬ладимиром ∆емчужииковым дл€ первого издани€ Ђѕолного собрани€ сочипенийї, ошибочно говорилось, что Ђгласна€ литературна€ де€тельностьї ѕруткова началась в 1853 году и что Ђон уже зан€лс€ приготовлением отдельного издани€ своих сочинений, с портретомї. ƒрузь€  узьмы ѕруткова решили издать книгу его произведений и, лишь потерпев неудачу, передали прутковские материалы журналу Ђ—овременникї.

—ейчас уже можно почти с уверенностью сказать, что Ђƒосугиї писались постепенно, с 1849 по 1854 год, а потом в жизнь друзей вошла война и другие событи€, не располагавшие к веселым зан€ти€м...

„ерез несколько лет после окончани€ войны им€  озьмы ѕруткова снова замелькало на страницах журналов.

¬озрождение поэта, казалось бы, обусловлено было возвращением всех его друзей к мирной жизни, их общением, новыми про€влени€ми веселого нрава. Ќо времена молодости ушли безвозвратно, каждый из них становилс€ на собственную дорогу, у каждого резче обозначилс€ характер, у каждого были свои либо творческие, либо иные планы. » они возвращались к  озьме ѕруткову эпизодически, шлифу€ и дополн€€ его судьбу, дела€ и его характер более определенным.

 озьма ѕрутков продолжал жить, и в его творчестве теперь отражалась эпоха в стократ более сложна€, чем та, котора€ его породила.  рымска€ война была вехой, миновав которую –осси€ стала другой. Ѕолее полувека потом она вынашивала революцию, подспудно бурл€, выплескива€ на поверхность либералов, демократов, нигилистов, террористов, народных заступников...

—воим возрождением после войны  озьма ѕрутков об€зан ¬ладимиру ∆емчужникову, который поддерживал тесные св€зи с редакцией Ђ—овременникаї и, суд€ по материалам жандармских наблюдений, нередко бывал у „ернышевского. ќ его общении с ƒобролюбовым свидетельствуют напутствие того к Ђѕуху и перь€мї и вообще пристальное внимание революционного демократа к творчеству  озьмы ѕруткова, весьма украсившего Ђ—вистокї.

¬ Ђ—висткеї произведени€ ѕруткова звучали весьма радикально и пущены были в демократический обиход, чего никак не могли ожидать некоторые из его друзей.

—мерть ƒобролюбова и арест „ернышевского не остановили выхода Ђ—висткаї. ¬сего свет увидело в 1859 и 1860 годах по три номера, в 1861, 1862 и 1863-м Ч по одному. Ђѕроектї  озьмы ѕруткова вместе с некрологом по поводу его безвременной кончины по€вились в последнем, дев€том, номере Ђ—висткаї.

¬последствии ¬ладимир ∆емчужников вз€л на себ€ все т€готы по изданию Ђѕолного собрани€ сочинений  озьмы ѕрутковаї, составил его, снабдил вступительным очерком и примечани€ми. ¬скоре после выхода книги он скончалс€ в ћентоне 6 (18) но€бр€ 1884 года. «а год до смерти он получил письмо от историка литературы ј. Ќ. ѕыпипа, который спрашивал его о  озьме ѕруткове, Ђо знаменитом покойном соотечественнике пашемї, уже ставшем видной Ђисторической достопримечательностьюї. ¬спомнилась молодость, и ѕрутков встал перед ним как реально существовавшее лицо, Ђочень хороший человек, и притом очень добрый и сердечный, лишь напускавший на себ€ важность и мрачность, в соответствие своему чину и своему званию поэта и философаї.

¬ладимир ∆емчужников написал письмо брату јлексею, и тот тоже согласилс€ сообщить кое-какие сведени€ о Ђдостолюбезном и достопочтенном  осьме ѕрутковеї.

Ќо как-то так получилось, что даже Ђдрузь€мї  озьмы ѕруткова, когда они уже были в возрасте, этот образ казалс€ сложившимс€ едва ли не с самого начала.

Ђ¬се мы были молоды, Ч вспоминал јлексей ∆емчужников, Ч и настроение кружка, при котором возникли творени€ ѕруткова, было веселое, но с примесью сатирически-критического отношени€ к современным литературным €влени€м и к €влени€м современной жизни. ’от€ каждый из нас имел свой особый политический характер, по всех пас соединила плотно одна обща€ нам черта: полное отсутствие Ђказенностиї в пас самих и, вследствие этого, больша€ чуткость ко всему Ђказенномуї. Ёта черта помогла нам Ч сперва независимо от нашей воли и вполне непреднамеренно, Ч создать тип  узьмы ѕруткова, который до того казенный, что ни мысли его, ни чувству недоступна никака€ так называема€ злоба дн€, если на нее не обращено внимани€ с казенной точки зрени€. ќн потому и смешон, что вполне невинен. ќн как бы говорит в своих творени€х: Ђвсе человеческое Ч мне чуждої. ”же после, по мере того как этот тип вы€сн€лс€, казенный характер его стал подчеркиватьс€. “ак, в своих Ђпрожектахї он €вл€етс€ сознательно казенным человеком. ¬ыставл€€ публицистическую и иную де€тельность ѕруткова в таком виде, его Ђприсныеї или Ђклевретыї (как ты называешь “олстого, себ€ и мен€) тем самым за€вили свое собственное отношение Ђк эпохе борьбы с превратными иде€ми, к де€тельности негласного комитетаї и т. д. ћы богато одарили ѕруткова такими свойствами, которые делали его ненужным дл€ того времени человеком, и беспощадно отобрали у него такие свойства, которые могли его сделать хот€ несколько полезным дл€ своей эпохи. ќтсутствие одних и присутствие других из этих свойств Ч равно комичны; и честь понимани€ этого комизма принадлежит намї.

Ќо в том-то и дело, что ничего Ђказенногої в самонаде€нном поэте, объ€вившем впервые свое им€ в 1854 году, при всем желании найти невозможно. ќн хотел славы, он требовал поклонени€ толпы, но специфически чиновничьего в нем еще ничего нет. — одним можно согласитьс€ Ч в его характере отразилась помпезность эпохи.

¬ладимир ∆емчужников, препровожда€ письмо брата к ѕыпишу, в своих заметках уже немного уточн€ет характер раннего ѕруткова:

ЂЌравственный и умственный образ  . ѕруткова создалс€, как говорит мой брат, не вдруг, а постепенно, как бы сам собою, и лишь потом дополн€лс€ и дорисовывалс€ нами сознательно.  ое-что из вошедшего в творени€  узьмы ѕруткова было написано даже ранее представлени€ нами, в своих головах, единого творца литератора, типического, самодовольного, тупого, добродушного и благонамеренногої.

„иновничье в ѕруткове начинает мелькать где-то в самом конце его жизни, но биографию, чин он обретает впервые только в некрологе, напечатанном в последнем номере Ђ—висткаї. “рудно сказать, когда пришло в голову его друзь€м (скорее всего, ¬ладимиру ∆емчуж-никову) сделать этот ход, под который великолепно легло все предыдущее творчество  озьмы ѕруткова.

Ёто была гениальна€ иде€ Ч сделать  озьму ѕетровича ѕруткова действительным статским советником и директором ѕробирной ѕалатки, учреждени€ не мафического, а существовавшего на самом деле...

¬ свое врем€ основатель советского Ђпруткововедени€ї ѕ. Ќ. Ѕерков обратилс€ к проживавшему на покое крупному дореволюционному экономисту и финансисту ј. Ќ. √урьеву с просьбой объ€снить, какое место занимала ѕробирна€ ѕалатка в системе царского министерства финансов, и, очевидно, выразил удивление, как мог Ђдуракї руководить департаментом.

—охранилось ответное письмо √урьева от 1933 года, в котором просквозила обида за директоров департаментов.

Ђ¬ старом министерском строе назначались директора только департаментов, Ђдуракамиї они не были, Ч писал √урьев. Ч ѕрутковской компании нужен был Ђавторитетный дуракї, и замечательно правильно и остроумно остановили они свой выбор на директоре ѕробирной ѕалатки. ”же словесный состав этого названи€ умал€ет в глазах читател€ Ђдиректора палаткиї, а дл€ людей, знакомых с бюрократическими учреждени€ми, оно било не в бровь, а в-глаз. ƒело в том, что почти в каждом министерстве, помимо учреждений, входивших в состав центрального управлени€, имелись еще особые учреждени€, тоже центрального характера, но с функци€ми чисто исполнительными. ќни не занимались самым главным делом министерств (и следовательно, директоров департаментов) Ч проектированием законов, а вели заведенное дело. ¬ министерстве финансов такими учреждени€ми были ѕробирна€ ѕалатка и  омисси€ погашени€ государственных долгов. ќба учреждени€ находились на  азанской улице в казенных домах, с огромными квартирами дл€ начальствующих генералов. ƒиректорами этих учреждений делали заслуженных дураков, которых нельз€ было пропустить в директора департаментов. √енеральский чин, большой оклад содержани€ и огромна€ квартира в восемнадцать комнат, разумеетс€, делали этих заслуженных дураков весьма авторитетными1.

Ќо почему же после такого успеха в Ђ—висткеї решено было прекратить жизнь  озьме ѕруткову?

ќтвет на это содержитс€ в одном из писем ¬ладимира ∆емчу€шикова, где он говорит, как Ђпо распадении  осьмы ѕруткова, т. е. по смерти его, многое печаталось беззаконно и бесстыдно от его имениї.

”пом€нутое вскользь Ђраспадениеї объ€сн€ет многое.  ружка уже не существовало. “от же ¬ладимир ∆емчужников в статье Ђ«ащита пам€ти  осьмы ѕетровича ѕрутковаї писал об остатках творений вымышленного поэта, печатавшихс€ в Ђ—овременникеї в 1863 году.

¬ыходит,  озьма ѕрутков и в самом деле скончалс€ Ђестественной смертьюї, поскольку его творческие, а следовательно, жизненные силы исс€кли.

¬ 1864 году в Ђ—овременникї была отдана комеди€ Ђ“оржество добродетелиї, подписанна€, чтобы не возрождать  озьму ѕруткова, его сыновь€ми јга'пием и јнтоном. ќна не была пропущена цензурой.

«апал, видно, все-таки осталс€.  озьма ѕрутков умер, но попытки кое-что добавить к его творчеству, уточнить и расширить его образ делались не раз. ќднако писали уже порознь.

јктивен был јлександр ∆емчужников, находивший врем€ дл€ шутливой писанины, хот€ был губернатором в ¬ильне.

јлексей “олстой участие в игре больше не принимал и даже считал ее пуст€чком, не стоившим упоминани€. » все-таки творчество  озьмы ѕруткова и стихи “олстого, юмориста и сатирика, св€заны невидимыми, но прочными нит€ми. Ёта св€зь в поэтической лихости, в неверо€тной сатирической меткости. ≈ще Ђпруткововедї ¬. —квозников очень удачно говорил о Ђсловесных (от переизбытка сил!) дурачествах, которыми развлекались веселые аристократы с глубоким народным корнемї, и предлагал вспомнить размышлени€ „ичикова, в которые √оголь вложил собственный восторг перед стихией народной речи: Ђ... Ќет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слової.

ЂЅойкостьї  озьмы ѕруткова про€вл€етс€ в игре словами, в сопр€жении высокого и низкого.  ак смешна фраза из Ђћоего портретаї, в которой звучит насмешка над позой, над ложной непреклонностью: Ђ то ни пред кем спины не клонит гибкой...ї

—мешны многие пародии ѕруткова, по если вдуматьс€ в них, то можно заметить отличие их от того пародировани€, когда насмешник, вцепившись в неудачный стих, стараетс€ повернуть его так и с€к, чтобы вызвать смех повтором ошибки, и даже переходит па личности, что иногда смешно, по выходит за рамки литературной этики. ѕрутковска€ пароди€ помогает пон€ть дух, идею стихотворени€ или целого поэтического направлени€, но ирони€ ее не оскорбительна, и поэтому мы не обижаемс€ за любимых классиков, встреча€сь с ними в веселой прутковской обработке.

» вообще следует осторожно подходить к оценкам произведений ѕруткова, иные из которых можно прин€ть за сатиру, по на самом деле они оказываютс€ пародией на Ђобличени€ї. »рони€ их гибка, толкование ее очень и очень неоднозначно.

—амые смешные, самые лихие стихотворени€ “олстого всегда содержат зерно неожиданного глубокомысли€, которое, вызвав смех, заставл€ет задумыватьс€.

јлексей “олстой часто упоминал им€ Ћомоносова. », наверно, он знал, что Ћомоносов считал одной из самых разительных черт русского сознани€ Ђвеселие духаї, Ђвеселие умаї. “олстой обладал этим свойством в не меньшей степени, чем сам Ћомоносов, который оставил нам образцы юмора почти в прутковском роде. ¬ них тот же здоровый дух, больше добродуши€ и весель€, чем злости.

»сторически именно Ћомоносов Ч не —умароков с его пародийными Ђ¬здорными одамиї, не ¬асилий ћайков с его бурлескным Ђ≈лисеемї и даже не сатирики века ≈катерины Ч был пращуром ј.  . “олстого и других друзей  озьмы ѕруткова.

ѕушкин считал национальным признаком русских Ђвеселое лукавство умаї. јлексей  онстантинович “олстой обладал этим качеством в полной мере. Ѕыло бы кстати вспомнить здесь о ЂЌравоучительных четверостиши€хї языкова, которые, как считают, были им написаны вместе с ѕушкиным. ќни кажутс€ совсем Ђпрут-ковскимиї. ¬от, например, Ђ«акон природыї:

‘иалка в воздуха свой аромат лила, ј волк злодействовал в пасущемс€ народе; ќн кровожаден был, фиалочка мила: ¬с€к следует своей природе.

ЂЌравоучительные четверостиши€ї были задуманы как пародии на дидактические стихотворени€ ». ». ƒмитриева, но об этом вспоминают лишь в примечани€х Ч стихи живут собственной жизнью уже более ста п€тидес€ти лет.

»нтересно предположение ѕ. Ќ. Ѕеркова, что толчком дл€ создани€ Ђ¬ыдержек из записок моего дедаї ѕруткова могли быть погодинские публикации мемуаров, вроде Ђћелочей из запаса моей пам€тиї ћ. ј. ƒмитриева, собрани€ анекдотов о литературных правах конца XVIII и начала XIX века.

Ќо ирони€ над дремучей ученостью, заключенна€ в Ђѕредисловииї, и великолепный юмор Ђ√исторических материаловї едва ли не с самого начала зажили собственной жизнью и воспринимаютс€ до сих пор безотносительно к истории. јлексей “олстой обладал замечательной способностью стилизовать свои шуточные письма и стихи, насыща€ их духом и €зыком самых разных эпох, что дает основание приписать именно ему замысел и осуществление первых и главных Ђ¬ыдержек из записок моего дедаї. -

Ќеосознаваемое вли€ние Ђнеуклюжей грацииї Ђ√исторических материаловї на многих пишущих дожило до наших дней. —тоит кому-нибудь из современных журналистов вздумать поиронизировать, как он тотчас хватаетс€ за то, что лежит ближе всего, Ч за растасканный многими предыдущими поколени€ми пишущей братии синтаксис прутковских анекдотов, за архаизмы Ђсейї, Ђоныйї, Ђотменныйї, Ђвсем ведомыйї, за все то, что когда-то было открытием, а теперь составл€ет иронический стереотип.

—. ј. ¬енгеров, библиограф и историк литературы, в начале XX века увер€л, что Ђпопул€рность  узьмы ѕруткова в значительной степени преувеличена и-главным образом держитс€ на нескольких забавных своею напыщенною наивностью афоризмах. ¬ общем,  узьма ѕрутков скорее поражает тем, что в его смехе много таланту потрачено так безрезультатно дл€ подъема общественного самосознаии€ и это нельз€ не привести в пр€мую св€зь с идейным упадком безвремень€ первой половины 50-х годов. — литературной точки зрени€ юмористы новой эпохи часто были гораздо ниже  узьмы ѕруткова, но общественное значение их сатиры было €рчеї1.

ќбщественное значение бывает сиюминутно, а талант, если он тратитс€, а не зарываетс€, дает своим детищам жизнь долгую.

¬рем€ показало, что  озьма ѕрутков бессмертен.

ќбраз директора ѕробирной ѕалатки и поэта Ч это замечательна€ находка, оцененна€ не только ее авторами. ¬ веселую и умную игру включились и поддержали ее самые талантливые люди разных времен.

—оздатели  озьмы ѕруткова оставили его дела в таком состо€нии, что невольно напрашиваетс€ их продолжение. ¬ мир и миф ѕруткова приглашаютс€ все желающие Ч бери, используй, фантазируй дальше. ”ниверсальность прутковского юмора, топкого и одновременно многослойного, не могла не привлекать умнейших людей многих поколений.

“ворчество  озьмы ѕруткова не потер€ло своей злободневности потому еще, что оно преподносилось под личиной глубокого, прирожденного добродуши€. Ђ«лобныеї литераторы вычеркиваютс€ народной пам€тью более охотно.

ћногие упр€мо стараютс€ превратить  озьму ѕруткова в обыкновенного пародиста и отыскали уже немало поэтов и их стихотворений, послуживших ему образцами дл€ Ђподражанийї, но при этом как-то забываетс€ и стираетс€ гениальный образ директора ѕробирной ѕалатки. ј ведь это главное.

ƒа и сами пародии вовсе не Ђвысмеиваютї того или иного уважаемого поэта, а чаще оказываютс€ забавным отражением целых литературных течений и €влений, в них косвенным образом воспроизвод€тс€ умонастроени€ общества. ѕорой они достигают такой силы и универсальности, что тер€етс€ ощущение времени Ч никто и не вспоминает обсто€тельств, при которых они паписаны, ѕрутков становитс€ нашим современником.

¬ его облике и творчестве отразились очень многие приметы российской действительности. ≈го друзь€ и авторы были €ркими представител€ми той культуры, котора€, вз€в у всего человечества лучшее, не порвала 'с родной почвой, так как только на ней и могла жить. Ёто русска€ культура XIX века, одно из высших достижений человеческого гени€.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение