Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема роли личности в истории. Соотношение личности и истории («Арап Петра Великого») (ЕГЭ по русскому)

К началу 1830-х годов жанр исторического романа становится популярным в Европе. В Россию он приходит чуть позже, с произведениями М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Вельтмана, К. Масальского. Возникновение данного жанра было вызвано резким ускорением темпов общественного развития, ощущением вторжения истории в личную жизнь каждого человека. Для России этот процесс связан прежде всего с Отечественной войной 1812 года.

Но понимание соотношения личности и истории в европейском и русском романах, у В.

Скотта и Пушкина было различным. Герой В. Скотта всегда удачно «вписывается» в историческую обстановку. Автор практически не обращает внимания на его внутренний духовный мир. История у В. Скотта экзаменует, проверяет героя, но не меняет его; сам же герой – рядовой человек, участник исторического процесса, но не творец истории. Пушкин уже в «Арапе» преодолеть отмеченную ограниченность романов В. Скотта. На первый план им выдвигается реальное историческое лицо, яркая, незаурядная личность сподвижника Петра I – «царского арапа» Ибрагима. Это не средний, а скорее исключительный человек петровской эпохи, наследник романтического типа поведения. Арап всецело предан Петру, но вместе с тем он чувствует себя внутренне свободным человеком (сам решает, вернуться ему в Россию или нет).

Однако ни душевное величие, ни высокий уровень интеллектуального развития главного героя не способствуют в романе пониманию истории петровских преобразований. Ибрагим показан как абсолютно новый человек, у которого нет связи со старорусскими традициями, нет исторических корней в России. Между тем, в последующих прозаических произведениях Пушкина именно родословная героя, верность традиции русской жизни будут играть определяющую роль (отец и сын Дубровские, старый и молодой Гриневы в «Капитанской дочке»).

Создав прекрасные картины Франции эпохи регентства, молодой петровской России, Пушкин не наметил дальнейшие пути развития сюжета. Роман оказался бесконфликтным, а потому и незавершенным.

Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.