|
М.Ю. Лермонтов: пейзаж как помощник в раскрытии образа героя (ЕГЭ по литературе)Михаил Юрьевич Лермонтов, известный русский писатель и поэт, часто использовал пейзаж в своих произведениях для раскрытия образов героев. Пейзаж в его творчестве не просто украшение текста, но важный инструмент, позволяющий глубже понять внутренний мир персонажей, их эмоции и переживания. Рассмотрим, как пейзаж помогает в раскрытии образа героя на примере нескольких произведений Лермонтова. Одной из основных функций пейзажа в литературе является отражение внутреннего мира героя. В стихотворении «Тучи» Лермонтов использует описание облаков для передачи ощущения одиночества и тоски лирического героя: «Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужной Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. » Тучи здесь становятся символом скитальцев, которые, подобно герою, вынуждены покинуть родные края и скитаться по миру. Пейзаж помогает создать атмосферу меланхолии и грусти, подчеркивая внутреннее состояние героя. Описание природы может также служить средством характеристики героя, выявляя его индивидуальные черты и особенности. В романе «Герой нашего времени» пейзаж Кавказа играет важную роль в создании образа Печорина. Кавказские горы и дикие ущелья символизируют свободу и независимость, что соответствует характеру главного героя: «Кавказ! далекая страна! Где люди вольны, как орлы, И живут в довольстве вековом Среди пустынных скал и скал. » Горный пейзаж подчеркивает бунтарскую натуру Печорина, его стремление к свободе и независимости. Такая связь между характером героя и окружающей природой помогает читателю лучше понять его внутренний мир. Пейзаж может выступать в качестве фона для действий героев, придавая событиям определенный колорит и атмосферу. В поэме «Мцыри» описание монастыря и окрестных мест играет важную роль в раскрытии характера главного героя. Монастырь представляется как тюрьма, из которой Мцыри стремится вырваться: «Заутра вновь я встал больной, Выйти не смел я за порог, Потупя взор, я ждал уж ночи, Не спал, зевал и ел, как мог. » Описание монастырских стен и узких коридоров усиливает ощущение заточения и подавленности, что подчеркивает желание Мцыри к свободе. Пейзаж здесь не только украшает повествование, но и придает ему особый драматизм. Иногда пейзаж может выполнять функцию символа, добавляя дополнительный смысл к изображаемым событиям и характерам героев. В поэме «Демон» описание горных вершин и бездн приобретает символическое значение: «Склонясь на тусклый щит луны, Над мирной тишиною долины Великолепием печальным Сверкали снежные вершины. » Горные вершины здесь символизируют высоту и величие, но вместе с тем и холодную отстраненность, что характерно для образа Демона. Пейзаж в данном случае подчеркивает двойственность и трагичность его натуры. ![]() Обновлено: Опубликовал(а): Амина Жуманиязова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|