Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




11. Образование и воспитание в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (ЕГЭ по литературе)

Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль» написано в 18 веке. Фонвизин был воспитан в убеждении, что дворянство, к которому он сам принадлежал, должно быть образованным, гуманным, заботиться об интересах Отечества. Однако реальность российского общества 18в, была такова, что дворяне в основной своей массе были невежественны и жестоки. Это разительное несоответствие ожиданий и действительности нашло отражение в пьесах Д. И. Фонвизина. Писатель показал в своей комедии типичную семью провинциальных помещиков, которые всеми силами держались за прежние устои.

Уже в первом действии комедии можно увидеть отношение Простаковой к образованию.

Из этого высказывания можно четко увидеть отношение женщины к образованию, она уверена, что ничему учиться не надо.

Тема образование в комедии показана через образ главного персонажа. Митрофанушка — в переводе с греческого «подобный матери», глупый, невоспитанный и избалованный невежда. Он перенял все пороки своей матери, в том числе и отношение к образованию. Простакова потакает своему сыну во всём, когда Митрофан жалуется, что устал от учебы, она сразу же переносит занятия: «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться», это еще раз показывает, что образование в семье Простаковых не ценится. «Недоросль» очень глуп, это хорошо видно во время уроков, он ничего не смыслит в задачках задаваемых Цифиркиным, а его рассуждения просто смешны: «Единожды ноль — ноль». Также Митрофан совершенно не уважает своих учителей, позволяя себе обращаться к ним в грубой и невежественной форме: «Слышь, Пафнутьич, задавай другую», «Давай доску, гарнизонна крыса ».

Сцена «экзамена», который Стародум и Правдин устроили для Митрофана, по просьбе помещицы, тоже подчеркивает его необразованность. Простакова увереная, в том что ее сын умен и прекрасно образован, надеялась, что он сможет произвести хорошее впечатление на Стародума и тот согласится выдать замуж Софью (показ алчности Простаковой). Но в конце концов экзамен превратился в демонстрацию полного невежества Митрофана и его матери. «Недоросля» хорошо характеризует его фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться», которая показывает, что ему совершенно не интересна наука, он не видит в ней смысла, в его жизни отсутствует какая-либо высокая цель.

Тема воспитания была также одной из самых актуальных в начале 18в. Дворяне, которые должны «грызть гранат науки» во благо государства, воспитываются с самого детства в безнравственной и самодовольной атмосфере.

В доме Простаковых царит «матриархат». Самодурство злобной и жестокой женщины не знает границ. Она ощущает себя полновластной хозяйкой, которой всё дозволено. Сцена примерки кафтана Митрофана полное доказательство этому.

Муж Простакой — робкий, забитый человек, не имеющий своего мнения, терпящий унижения и оскорбления от своей супруги. Помещик боится её и в пьесе служит только для более полного раскрытия Простаковой. Митрован же совершенно не уважает отца, так как видит, что всем в доме управляет мать, он умело манипулирует Простаковой, чтобы получить то, что хочет.

Во время урока также проявляется алчность и меркантильность Простаковой, которая тому же учит Митрофана: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».

Такое воспитание не может привести не к чему хорошему. И последняя сцена — прямое доказательство этому, воспитываясь в крайней степени избалованности. И имея постоянный пример поведения в виде злобной и жестокой матери, неудивительно, что в конце Митрофан отталкивает её «да отвяжись, матушка, как навязалась», что показывает полное отсутствие нравственных норм и моральных принципов у «недоросля».

Для того чтобы показать, к каким идеалам персонажам необходимо стремится, автор вводит положительных героев. Таких, как Стародум, Правдин, Милон и Софья, которые являются образом не только образованности, изящества, но и воспитанности.

Я хочу обратить внимание на Стародума. Этот герой оставляет военную службу, так как ему противно наблюдать за продвижением в чинах лентяев и знатных бездельников, которые двигаются в перед не благодаря своему уму или таланту, а благодаря своим связям и деньгам. Стародум оставляет свое наследство Софье, наставляя: «…душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». То есть Стародум превозносит честь, ум и достоинство над связями и деньгами.

Правдин тоже является образом воспитанного и честного человека. Он добросовестно выполняет сою работу, стремится к справедливости и считает своим долгом помочь крестьянам, упрекая Простакову в «тиранстве». Этот герой превозносит душу, говоря: «Прямое достоинство в человеке есть душа».

Таким образом, система воспитания и образования в 18 в. была далеко несовершенной. Дворяне вырастали с черствой душой, инфантильными, надменными и не способными к милосердию и состраданию.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.