Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ романа «Обломов» (Гончаров И. А.)


В 40-е годы 19 века в литературе происходят большие перемены. В общественной жизни этого периода дворянство уступает место разночинцам-демократам, которые вносят в жизнь и литературу новые идеи и образы. Одним из ведущих в данное время является образ человека-дела, имеющего четкую программу своей деятельности, строящего свою жизнь в соответствии с этой программой и готового ради дела даже на подвиг (Базаров).


В это же время в литературе еще присутствует тип лишнего человека. Писателей интересует внутренний потенциал этого героя в данную эпоху. В этом плане интересен роман Гончарова «Обломов».

По форме это монороман. В центре – исследование одного образа, одного характера – Обломова. Все действие сосредоточено вокруг одного героя. Обломов – это определенный тип, он не герой времени, он – сын века, характер, который вобрал в себя все типическое эпохи крепостничества, выразил эту эпоху и уходит вместе с ней. Обломов – это лучшее, что могла породить эпоха крепостничества (это незлобивая натура, человек золотого сердца, поэтичный, талантливый).

Foxford

В этом плане характер Обломова дополняет фигура Захара. Он – лучшее, что могло породить крепостное право в народной среде. Эти два образа как бы две стороны одной медали, части одного целого, неотделимые друг от друга. Повествование в Обломове очень неторопливо, подробно. Важным является прием совмещения времен: прошлого и настоящего. В этом плане философским зерном романа является глава «Сон Обломова».

С одной стороны, это воспоминание о детстве, с другой, сон – это форма философского повествования. Он помогает понять суть Обломова. Почему этот образованный, тонкий человек лежит на диване и ничего не делает. Главный герой сна, Обломовка, как место действия и как особый мир, замкнутый в себе, патриархальный, который живет по своим законам и формирует внутри себя особый тип личности.

Подчеркивается отторгнутость Обломовки от внешнего мира (пейзаж). Жители редко покидают деревушку Обломовку и стараются не пускать к себе чужих. Письма читают с запозданием, чтоб не знать новостей. Все интересы обломовцев находятся в рамках минимальных инстинктов (еда и сон). Труд воспринимают как наказание, от которого некуда деться. В основе обломовского взгляда на мир –мечтательность, созерцательность, пассивность. У обломовцев есть определенная своеобразная духовная жизнь. Это придания, сказки и сны. Все эти обстоятельства формируют личность Обломова. Он был энергичным ребенком, но все время встречал препятствия в своей активности. Пассивность Обломова –это не врожденная черта, а сформированная жизнью. Обломовщина оборачивается неспособностью Обломова к жизни. Он боится жизни и чувств. Не может применить себя в дельную эпоху. Он обломок, ушедший от эпохи и в романе у него нет линии развития, он статичен. И эта неподвижность образа подчеркнута тем, что Обломов очень привязан к вещному миру. Его жизнь предельно предметна (халат, тапочки, интерьер). Обломов чувствует себя пленником вещного мира, зависимым от этого мира. В романе важнейшим является прием испытания героя. Это испытание делом (линия Штольца) и испытание любовью (линия Ольги Ильинской).

Штольц

Это деловая Россия в лучшем ее варианте. Был задуман, как идеальный образ. Русский по матери с русским именем Андрей и немец по отцу. В идеале он должен был объединить в себе русские национальные корни, культуру и деловые качества. Гончаров постепенно ушел от идеальности этого героя, понимая, что это не реально. Штольц и

Обломов в романе – контрастные персонажи во всем (в портрете Обломова доминирует неопределенность, округлость, мягкость). Штольц весь состоит из мускулов. Он – воплощение энергии, движения. В Штольце подчеркивается физиологичность. В нем как бы нет душевной жизни, воображения. Обломов – романтик. Для Штольца в жизни главное – практика, дело. Обломов больше всего дорожит уникальностью своей личности, стремится сохранить себя цельным. Штольц очень любит Обломова, понимает его, ценит его глубокий, богатый внутренний мир, натуру и предлагает ему «развернуть свою душу в общественную жизнь». Штольц хочет примирить Обломова с деловым миром. Обломов сначала рад, полон надежд, но очень быстро отказывается от пути, предложенного Штольцем. Обломов не видит смысла в практической деятельности. Он отмечает, что в мире Штольца все люди только суетятся, бегут на месте. Они заняты добыванием куска хлеба, устройством своего благополучия. В их жизни тоже нет никакого высокого смысла и значимости. Здесь царит та же обломовщина, только хуже, т.к. люди в этой суете теряют цельность, индивидуальность. В поединке Штольца и Обломова победителя нет. Главное здесь – размышления Гончарова по поводу прогресса. Он отмечает, что прогресс обычно предполагает развитие материальной сферы и необязательно развитие духовной жизни человека. Иногда даже прогресс сопровождается деградацией личности.

Проверка любовью. Ольга Ильинская.

Это типично гончаровская женщина, сильная, искренняя натура, неспособная на компромисс. Ольга во многом близка Обломову. Оба-тонкие, поэтические натуры, любящие искусство, в частности пение. Оба находятся в своеобразном конфликте с окружающим миром. Их любовь как бы запрограммирована. Они очень легко идут навстречу друг другу, но Обломов неожиданно прерывает их отношения. В этом разрыве виноваты оба персонажа. Обломов очень боится, что его любовь из мечты станет реальностью, потребует конкретных действий, поступков. Обломов не хочет меняться. Ольга Ильинская с самого начала задалась целью изменить Обломова. Причем изменить не считаясь с его желаниями. Она упивается своим лидерством рядом с Обломовым. Ей не хватает самопожертвования в любви. Она сама признается, что любила будущего Обломова. Совершенно закономерно то, что Обломов остается с Агафьей Пшеницыной. Эта женщина абсолютно другая. С ней связан автобиографический момент. Связан с образом матери. С Агафьей Пшеницыной Обломов впервые почувствовал, что он кому-то нужен таков, каков он есть. Агафья Пшеницына способна раствориться в любимом человеке. Ее любовь – это самопожертвование. Она уступает Ольге в духовном, интеллектуальном планах. Но в плане человеческом, душевном она заслуживает уважения к себе.

Итог в теме «лишнего» человека в русской литературе 19 века.

Обломов –другой, нежели «лишние» люди 20-30-х годов. Они во многом похожи. Всем им свойственна напряженная духовная жизнь, самоанализ, рефлексия. Но Онегин и Печорин по уровню своей развитости опережают свое время. Они еще не могут быть востребованными. Обломов уже не нужен русской жизни, т.к. он принадлежит уходящей эпохи. И в данной ситуации на первый план выходит человек дела.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 13:43:53
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение