Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




С. Афлатуни «Умаровна» (Читательский дневник)

Многие литературные произведения изображают жизнь представителей разных этнических групп, тем самым помогая читателю увидеть мир иными глазами, понять других людей. Рассказ С. Афлатуни «Умаровна» — один из примеров такого произведения.

Период, в который происходят события в рассказе "Умаровна" С. Афлатуни, не указан точно, но его можно определить довольно чётко по некоторым деталям. Так, герои текста обсуждают войну в Сирии, которая была в 2011 году, а сам рассказ был опубликован в журнале Дружба Народов в 2016.

Так что можно сделать вывод, что действие происходит в промежуток между этими двумя датами. Также можно довольно точно определить страну, где происходит действие рассказа. Сам автор родился и живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Также в рассказе есть эпизод празднования суннат-тоя прямо во дворе многоквартирного дома, что также распространено в Узбекистане. Так что, скорее всего, именно там и разворачиваются события рассказа.

Важной для текста исторической деталью является уничтожение деревьев в Узбекистане. Эта проблема распространена во многих странах, но, по данным новостных изданий, массовая вырубка деревьев в Узбекистане началась в 2009. Это вызвало довольно большой резонанс, в результате общественных возмущений даже был введен мораторий на вырубку некоторых ценных видов деревьев и кустарников. В рассказе же показана другая сторона этой борьбы, противостояние героев текста уничтожению деревьев так ни к чему и не приводит. Из этого вытекает ещё одна проблема: двор становится просто “пустыней с машинами”, что довольно хорошо описывает ситуацию во многих городах современного мира.

Всё действие рассказа происходит во дворе около многоквартирных домов, так что можно сделать предположение, что все герои принадлежат одной этнической группе. Большинство жителей Узбекистана — узбеки, поэтому скорее всего именно к ним и относятся герои рассказа. Так что здесь не идет речь о противостоянии или взаимодействии людей из разных этнических групп, но некоторое деление всё же можно заметить. Главных героинь Умаровну, Ингу и Гулю можно отнести к одной группе, а мужчин, срубающих дерево, и соседей, не обращающих на это внимание, — к другой.

Представители первой группы — условные «свои», так как именно к этой группе и принадлежат главные герои. А представители второй группы — условные «чужие». Представителей этих групп отличает мировоззрение и мироощущение, и, что не менее важно, отношение к традициям. Например, Гуля для своего внука организует празднование суннат-тоя, тем самым соблюдая традиционные обряды. Причём в этом ей помогают и другие женщины со двора, а на празднования приглашают вообще всех, даже Ингу, отказавшую в помощи. Это говорит об их отзывчивости и сплоченности. Также Умаровна носит отцовский чапан, являющийся элементом национального Узбекского костюма, что не только сближает её с отцом, но и является частью её национальной идентичности.

Но не только внешние признаки, такие как соблюдения обрядов и ношение традиционной одежды, отличают главных героев. На первый план выходит их отношение к природе. Именно в момент, когда рубят дерево, становится более очевидно условное противостояние «свой — чужой». Инга помогает своей подруге Умаровне отстоять дерево, “переводя” её речь, Гуля также выступает против уничтожения деревьев. Но наиболее ярким примером является сама Умаровна, её образ жизни, её ценности. Она словно и сама является деревом, рассказчик нередко использует такое сравнение. Она носит имя своего приёмного отца, бережно хранит и надевает его одежду, в ней звучит его голос, который поддерживает её и придает сил, она продолжает следить за посаженными им деревьями, как за собственными братьями. Умаровна будто чувствует их, ведь, будучи глухой, она из своей квартиры смогла понять, что у дерева начали рубить ветки. Эти старые деревья, которые всегда росли на этой земле словно тоже являются хранителями традиций, символом уходящего мира. Они оказываются вырубленными в тот же самый момент, когда пропадает Умаровна, так что можно сказать, что они были носителями тех же ценностей. И здесь именно условные «чужие» глухи, а не Умаровна, ведь они глухи к природе, к своим корням. Это также находит отражение в эпизоде, когда Умаровна ищет свою обувь, ведь “нельзя появляться на людях с голыми корнями, люди злы, люди безумны”, корни не являются для них ценностью. В том числе и из-за различного отношения к этому Умаровна и представители «чужих» считают друг друга безумными.

Также противостояние «свой — чужой» хорошо раскрывается на примере речи героев. Умаровна является глухо-немой, так что всё, что она говорит, для других людей лишь набор звуков. Но в то же время Инга, относящаяся к «своим», прекрасно ее понимает. Представители «чужих» в свою очередь говорят в сторону Инги и Умаровны с насмешкой, относятся к ним несерьезно, ставят себя выше. При этом они обсуждают далекие вещи, такие как война в другом государстве, но абсолютно немы при появлении проблем в собственном дворе.

Ещё одним из аспектов противостояния «свой — чужой» является отношение к деньгам и неравнодушие по отношению к другим. Так, Инга бесплатно помогает людям в суде, является правозащитницей, а Гуля — домком. Люди же, которые рубят деревья, забывают их поливать, не обращают на это всё внимание, не готовы помочь кому-то просто так. Их интересует личная выгода — место для парковки автомобиля, деньги, полученные с продажи деревьев, которые скорее всего не выживут. Даже людей, которые им непонятны, которые их пугают, по их мнению лучше ограждать от общества, увозить в специализированные учреждения, как это произошло с Умаровной. К тому же так для кого-то появляется возможность заполучить освободившуюся квартиру.

Но изображение условных «чужих» не менее важно. На их фоне более ясно можно понять мироощущение «своих». Кроме этого они являются представителями более распространенного в современном мире типа людей, читатель в них может даже узнать себя. В результате чего конфликт становится ещё ярче. У «чужих» также есть аналогия с деревьями. В конце рассказа во дворе собирают деньги на высаживание елок — новых деревьях, которые чем-то похожи на «новых людей». Они, скорее всего, через непродолжительное время умрут, так как не пригодны для выращивания в местном климате, в местной земле. Ровно как и люди, которые забывают свои традиции, свои корни, покрывают родную землю асфальтом, становятся чуждые ей.

Но изображение «чужих» на самом деле не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Умаровна пугала людей, взрослые могли беспокоиться за своих детей, так что их настороженность по отношению к ней вполне можно понять. К тому же в квартире главной героини была антисанитария, стояла вонь, что, скорее всего, мешало ее соседям. Также не так однозначно и поведение людей, желающих видеть новые парковочные места, даже ценой вырубки деревьев. Ведь этих самых парковочных мест действительно может не хватать. Вряд ли кто-то был бы против растений, если в остальном инфраструктура была организована грамотно. Так что было бы несправедливо говорить об условных «чужих» как об абсолютном зле. Они просто люди, как и все остальные.

Для одних связь с предками и соблюдение традиций могут быть важной частью жизни, ведь без этой связи теряется часть культуры, что может привести к потере идентичности. Они готовы отстаивать свои взгляды, даже если окружающие будут считать их безумными. Другие же предпочитают жить для себя, стараться сделать именно свою жизнь лучше, что может прозвучать эгоцентрично, но на самом деле также имеет право быть.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.