Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михаил)

Справедливость — одна из главных идей романа Булгакова «Мастер и Маргарита, но также в нём находят место такие качества как всепрощение и милосердие.

Конечно, сразу же вспоминается Иешуа Га-Ноцри, представляющий всепрощение. Не зря он называл каждого "добрым человеком" и утверждал, что "злых людей нет на свете". Поэтому Иешуа прощает Понтия Пилата, он не держит зла, тем более прокуратор уже достаточно был наказан.

Ну а справедливость предстаёт, несомненно, в образе Воланда: стоит вспомнить всех, кого он покарал в Москве. Но, вспоминая участь Мастера и Маргариты, читатель задаётся вопросом: а точно ли Воланд поступал только по справедливости? По сути, герои попали в такую же вечность, как Пилат, только без надежды на спасение. Заслужили ли они такой участи? Мастер заслужил этого тем, что отрекся от романа под влиянием окружающих, которые гораздо ниже его по духовному развитию, а Маргарита просто была с ним неразлучна.

Но пребывание с любимой без мук и препятствий, которыми была полна их земная жизнь, и есть справедливая награда за всё, что Мастер пережил. То есть даже по отношению к такому неоднозначному герою как Мастер Воланд нашёл, как поступить справедливо.

Милосердие проявилось в Маргарите, ведь, даже став ведьмой, она посочувствовала Фриде, то есть не потеряла этого качества. И любила она мастера любым, была на всё ради него готова и старалась предостеречь от любой опасности. Но разве Воланд не проявил милосердие, когда позволил Маргарите выбрать желание ещё раз? Как мне кажется, нет, просто потому что это и так было задумано изначально. То есть это было в интересах самого Воланда, чтобы Мастер оказался на балу, откуда их можно сразу отправить в "покой", а это уже расчётливость, а не человеколюбие.

После таких выводов можно заметить, что автор предлагает два варианта отношения к человеку. Не зря в первой главе появляется Воланд, а только во второй Иешуа. Сначала человека нужно судить по справедливости, а только потом прощать. Ведь даже Понтий Пилат, совершивший самый тяжкий грех, отбыл наказание и был прощен. Но в первой главе 2 части впервые появляется Маргарита, как бы напоминая о другом пути - милосердии. Важно заметить, сколько уже испытал человек до этого, как Мастер или Фрида, и даровать прощение. В любом случае всё закончится так, как учил Иешуа, а что идет перед этим, справедливость или милосердие, решать уже каждому самому.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.