Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Соответствует ли школьная программа по литературе «духу времени» и что в ней можно изменить?» (Сочинение на свободную тему)

Чтение—одно из важнейших умений. Еще каких-то двести лет назад не все имели доступ к получению этого навыка. Современный же человек потребляет тонны информации посредством чтения, поэтому, крайне важно научить его читать правильные книги. Поскольку основным образовательным учреждением, в котором мы получаем фундаментальные знания и навыки, является школа, то именно на нее возлагается задача привить литературный вкус. Конкретно уроки литературы должны научить погружать в произведение, понимать все его смыслы, уметь анализировать прочитанное. Однако, в настоящий момент с этой функцией литература как школьный предмет справляется не всегда. Уроки литературы в школе никого не оставляют равнодушными: их или любят, или ненавидят.

К сожалению, подавляющее количество школьников негативно воспринимает эти уроки, поскольку считает их нудными. Нелюбовь к литературе, которая чаще всего перетекает во взрослую жизнь, так как сохраняется убежденность, что читать—это скучно, по моему мнению, возникает из-за методики преподавания предмета и устаревшего книжного списка, не отвечающего современному образу жизни и мысли школьников. Так как вопрос эффективности советского стиля преподавания, который существует в современных российских школах, относится, скорее, к ведению психологов и педагогов, его в своем эссе я рассматривать не буду. А проблематика списка книг школьной программы будет рассмотрена мною достаточно подробно.

И первый же вопрос, который у меня возникает к школьной программе: почему в этот список включено только творчество отечественных поэтов и писателей? Безусловно, русская художественная литература внесла значительный вклад в мировую культуру, но это не означает, что труды заграничных авторов уступают ей. Более того, читая иностранные произведения, мы погружаемся в совершенно иную социокультурную среду, видим отличный от нашего взгляд на привычные вещи. Известный факт, что страны Запада, под которыми я подразумеваю Европу и США, развиваются быстрее, а политическое, социальное, экономическое состояние всегда отражается в произведениях. Через литературу можно перенять опыт других народов. Например, вышеназванные страны раньше России начали осознавать и вести борьбу с такими острыми социальными проблемами как деление общества на сословия, рабство, расизм. Эти темы затронуты в следующих произведениях зарубежной литературы: в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» поднимается проблема социального различия между знатными и незнатными на примере жизнеописания осиротевшей небогатой девушки; в произведении «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл затрагивается сложный вопрос о рабстве в США и начавшейся на этой почве гражданской войны; книга Харпер Ли «Убить пересмешника» касается до сих пор актуального и болезненного вопроса расизма. Я считаю, что перечисленные произведения должны быть включены в школьную программу по литературе, поскольку обнажают те проблемы, которые не всегда поднимаются в творчестве русских классиков. Также слог зарубежных писателей, отличный от привычных нам «языков» Пушкина, Толстого, Достоевского, поможет школьникам узнать иные способы выражениях мыслей, новые средства выразительности, обороты, словосочетания.

Следующая проблема школьной программы—малое количество или же полное отсутствие произведений современных авторов. Конечно, есть автобиографичное произведение Павла Санаева под названием «Похороните меня за плинтусом», выпущенное в 1994 году, запомнившееся многим ученикам именно своей реалистичностью, близостью языка автора к их собственному, поэтому оно и находит отклик в душах школьников. Однако, это произведение единственное в своем роде. На мой взгляд, школьная программа нуждается в живых авторах, как в прямом, так и переносном значении этого слова. Некоторые современные российские авторы ничем не уступают классикам 18-20-ого веков. К таким авторам я отношу Людмилу Улицкую, Дину Рубину, Владимира Сорокина. Их книги отражают современную русскую действительность, поднимают актуальные проблемы и дают возможность познакомиться и насладиться современным русским слогом.

Наличие сложных для понимания неокрепшими умами произведений—еще один недостаток школьной программы. Возможно, сейчас я посягну на ценности литературного канона, однако не высказаться не могу. Я уверена, что из школьной программы необходимо исключить роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир», а также четырехтомник Михаила Шолохова «Тихий Дон». У большинства учеников эти произведения вызывают лишь скуку, поскольку это настолько глубокие и великие произведения, что их невозможно понять в полной мере, не имея жизненного опыта, который, как известно, приходит с годами. В 16-18 лет крайне редко у кого есть соответствующие знания о жизни, позволяющие максимально оценить вышеупомянутые труды. Многие взрослые рассказывают, что, перечитав «Войну и мир» и «Тихий Дон» в более осознанном возрасте и имея за спиной тот самый опыт, открыли для себя иные, глубинные смыслы этих произведений. Ученики же считают, что столь большой объем не до конца понятных, а соответственно, неинтересных произведений освоить трудно и муторно, впечатление от прочтения остается не самым приятным. Так зачем же тратить на них время, если познать их до конца в школе так и не удастся, а навязчивая мысль о скуке, навеянной этими произведениями, будет преследовать каждый раз, когда название романов промелькнет перед глазами?

Таким образом, школьная программа по литературе не соответствует «духу времени» и экстренно нуждается в модернизации. Отвечающий современности список литературы помог бы пробудить в учениках желание читать, которое впоследствии бы переросло в привычку, сохранившуюся на всю жизнь. Корректировать изучаемый в школе материал необходимо «сверху», то есть, начиная с Министерства образования Российской Федерации, однако процесс этот нелегкий и небыстрый. Однако учителя уже могут запустить этот механизм, уделяя время произведениям, которых так не хватает урокам литературы, путем сокращения часов на изучение некоторых произведений, где поднимаются одни и те же проблемы русского общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.