Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Мольер «Мещанин во дворянстве» (ЕГЭ по литературе)

«Мещанин во дворянстве» является комедией-балетом. Основная тема произведения – попытка простого человека примкнуть к высшему сословию, пробиться в круг уважаемых людей. Г-н Журден, главный герой, всячески пытается стать дворянином: нанимает себе учителей, наряжается в дорогую одежду, но тем не менее так и остается сыном купца. Оригинальное название пьесы – оксюморон, понятный современникам Мольера. Слово gentilhomme обозначало родовитого дворянина, у которого было не менее четырех поколений дворянских предков. Буржуа, получивший дворянство, относился к категории нобилей (nobles), следовательно, он никак не мог обозначаться как gentilhomme.

Г-н Журден – мещанин, мечтающий попасть в высшее общество, наивный, простодушный, неотесанный, падкий на лесть невежа.

Большое значение придает внешнему виду, тратит огромные суммы на разнообразные атрибуты аристократического происхождения, стремится жить светской жизнью.

Г-жа Журден – супруга главного героя, его полная противоположность, умная, практичная женщина, трезво оценивающая свое положение и окружающих людей. Тщетно пытается вразумить мужа, хочет найти хорошую партию для дочери.

Люсиль – их дочь, честная, верная, благовоспитанная девушка. Они с Клеонтом любят друг друга.

Клеонт – молодой человек, не имеющий благородного происхождения, из-за чего г-н Журден не позволил ему жениться на своей дочери. Поэтому юноше пришлось согласиться на затею слуги и одурачить главного героя.

Николь – остроумная, бойкая, дерзкая служанка в доме г-на Журдена. Предана своим хозяевам, старается помочь их счастью, от которого зависит и ее собственное.

Ковьель – находчивый, сообразительный, предприимчивый слуга Клеонта. Чтобы выручить господина и самому не остаться в проигрыше, придумал, как обмануть г-на Журдена.

Граф Дорант – разорившийся аристократ, хитрый, склонный к мошенничеству. Использует г-на Журдена в своих интересах, постоянно одалживает у него деньги, делает вид, что помогает ему ухаживать за маркизой, а сам присваивает его заслуги себе.

Маркиза Доримена – вдова, в которую влюблен г-н Журден из-за ее родовитости, лицемерная, лживая, алчная.

Значительную часть комедии составляют дивертисменты (балеты), в том числе Турецкая церемония. В комедии два частных сюжета. Как классицист, Мольер опирался на античную традицию, вводя молодых влюбленных, стремящихся соединиться. Лирическая линия Клеонта и Люсиль дважды пародийно оттенена любовью Николь и Ковьеля, а также отношениями Доранта и Доримены. Вторая сторона сюжета – развитие традиции французского фарса (изображение утратившего разум отца семейства, который сам вынуждает семью идти на обман и дурачить его). Обе линии неразрывно связаны, они создают цельную систему образов. Комедия характера предстает на фоне комедии нравов. Носители нравов – все герои комедии, за исключением Журдена, выступающего как комедийный характер. Персонажи могут выразить сферу нравов только вместе, в совокупности. Все они персонифицированы, наделены характерными чертами, но не характером. Черты эти, даже комически заостренные, не нарушают правдоподобия.

Мольер одним из первых изобразил несоответствие мира и живущего в нем героя. Возникает мотив слепоты персонажа, как бы не понимающего, что вокруг него происходит. Журден не прозревает и не терпит поражения. Конечно, эта победа эфемерна (герой торжествует в мире фантасмагории, карнавала, балета), но она эфемерна только в том, что касается его новых титулов. Журден, вынудив своих родных и слуг вопреки свойственной им честности идти на обман, изменяет мир реальный, прежде всего его нравственный облик. Теперь, прозреет Журден или нет, прежняя гармония уже не восстановится, мир бесповоротно изменился, приспособившись к заблуждению героя.

«Мещанин во дворянстве» – вершина жанра комедии-балета. Балет здесь – не интермедия, более того, балет после четвертого действия составляет кульминацию комедии. Он и есть выражение того фантасмагорического мира, который, в отличие от мира реального, полностью соответствует характеру Журдена.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение