Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мольер «Мещанин во дворянстве» (ЕГЭ по литературе)

«Мещанин во дворянстве» является комедией-балетом. Основная тема произведения – попытка простого человека примкнуть к высшему сословию, пробиться в круг уважаемых людей. Г-н Журден, главный герой, всячески пытается стать дворянином: нанимает себе учителей, наряжается в дорогую одежду, но тем не менее так и остается сыном купца. Оригинальное название пьесы – оксюморон, понятный современникам Мольера. Слово gentilhomme обозначало родовитого дворянина, у которого было не менее четырех поколений дворянских предков. Буржуа, получивший дворянство, относился к категории нобилей (nobles), следовательно, он никак не мог обозначаться как gentilhomme.

Г-н Журден – мещанин, мечтающий попасть в высшее общество, наивный, простодушный, неотесанный, падкий на лесть невежа.

Большое значение придает внешнему виду, тратит огромные суммы на разнообразные атрибуты аристократического происхождения, стремится жить светской жизнью.

Г-жа Журден – супруга главного героя, его полная противоположность, умная, практичная женщина, трезво оценивающая свое положение и окружающих людей. Тщетно пытается вразумить мужа, хочет найти хорошую партию для дочери.

Люсиль – их дочь, честная, верная, благовоспитанная девушка. Они с Клеонтом любят друг друга.

Клеонт – молодой человек, не имеющий благородного происхождения, из-за чего г-н Журден не позволил ему жениться на своей дочери. Поэтому юноше пришлось согласиться на затею слуги и одурачить главного героя.

Николь – остроумная, бойкая, дерзкая служанка в доме г-на Журдена. Предана своим хозяевам, старается помочь их счастью, от которого зависит и ее собственное.

Ковьель – находчивый, сообразительный, предприимчивый слуга Клеонта. Чтобы выручить господина и самому не остаться в проигрыше, придумал, как обмануть г-на Журдена.

Граф Дорант – разорившийся аристократ, хитрый, склонный к мошенничеству. Использует г-на Журдена в своих интересах, постоянно одалживает у него деньги, делает вид, что помогает ему ухаживать за маркизой, а сам присваивает его заслуги себе.

Маркиза Доримена – вдова, в которую влюблен г-н Журден из-за ее родовитости, лицемерная, лживая, алчная.

Значительную часть комедии составляют дивертисменты (балеты), в том числе Турецкая церемония. В комедии два частных сюжета. Как классицист, Мольер опирался на античную традицию, вводя молодых влюбленных, стремящихся соединиться. Лирическая линия Клеонта и Люсиль дважды пародийно оттенена любовью Николь и Ковьеля, а также отношениями Доранта и Доримены. Вторая сторона сюжета – развитие традиции французского фарса (изображение утратившего разум отца семейства, который сам вынуждает семью идти на обман и дурачить его). Обе линии неразрывно связаны, они создают цельную систему образов. Комедия характера предстает на фоне комедии нравов. Носители нравов – все герои комедии, за исключением Журдена, выступающего как комедийный характер. Персонажи могут выразить сферу нравов только вместе, в совокупности. Все они персонифицированы, наделены характерными чертами, но не характером. Черты эти, даже комически заостренные, не нарушают правдоподобия.

Мольер одним из первых изобразил несоответствие мира и живущего в нем героя. Возникает мотив слепоты персонажа, как бы не понимающего, что вокруг него происходит. Журден не прозревает и не терпит поражения. Конечно, эта победа эфемерна (герой торжествует в мире фантасмагории, карнавала, балета), но она эфемерна только в том, что касается его новых титулов. Журден, вынудив своих родных и слуг вопреки свойственной им честности идти на обман, изменяет мир реальный, прежде всего его нравственный облик. Теперь, прозреет Журден или нет, прежняя гармония уже не восстановится, мир бесповоротно изменился, приспособившись к заблуждению героя.

«Мещанин во дворянстве» – вершина жанра комедии-балета. Балет здесь – не интермедия, более того, балет после четвертого действия составляет кульминацию комедии. Он и есть выражение того фантасмагорического мира, который, в отличие от мира реального, полностью соответствует характеру Журдена.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.