Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Он сделал литературу гуманною» (О значении творчества) (Карамзин Н. М.)

Можно ли русскую литературу назвать гуманной? Да, если вспомнить, что гуманизм – это жизненная позиция человека, мечтающего преобразовать свою жизнь во что-то, имеющее смысл, желающего сделать ее лучше, добрее, благороднее. Следуя ему, люди начинают ценить другого человека как личность, принимают его право на счастье, свободу и развитие своих способностей. А это ведет к тому, что появляется взаимоуважение и взаимопонимание между людьми.

Про гуманный характер нашей литературы писал еще В.Г. Белинский. Он, как и многие его современники, считал, что главное в людях – человечность.

Замечательный критик и прекрасный человек, Белинский с уважением относился не только к своей стране, но и к другим народам. В своих статьях он выступал против крепостного права и призывал создавать такую литературу, которая помогала бы людям духовно расти и воспитывала бы любовь к Родине.

Одним из таких преданных своей стране писателей В.Г. Белинский по праву считал Н.М.Карамзина. В его произведениях, написанных в традициях сентиментализма, описывались человеческие отношения, их сложность и противоречивость, затрагивались чувства героев. Все в них было проникнуто глубоким гуманизмом и человечностью. Герои, и положительные, и отрицательные, несмотря на принадлежность к разным сословиям, умели любить, страдать, сочувствовать и переживать.

Именно таким является его знаменитое произведение «Бедная Лиза», в котором писатель впервые показал, что «и крестьянки любить умеют». Главные герои повести, Лиза и Эраст, - представители разных сословий: она - из бедной семьи, он – богатый дворянин. Героиня добра, честна и трудолюбива. Она с почтением говорит о своей матери, доверяет людям и верит в настоящую преданную любовь. Лиза – образец душевной непорочности и чистоты.

Эраст совершенно не такой. Он эгоистичен, развращен светской жизнью, он многое познал и во многом разочаровался. Наверное, поэтому его и привлекла своей красотой и непорочностью главная героиня. Он восхищался ею и не желал зла. Но судьба распорядилась иначе. Герои поддались страсти, и их отношения сразу изменились. Эраст покинул Лизу. Сначала ушел на войну, затем проиграл своё состояние в карты, а потом ради денег решил жениться на богатой невесте. Но несмотря на эти неблаговидные поступки, Эраста все равно нельзя назвать отрицательным героем. За смерть Лизы он расплатился муками раскаяния, душевными страданиями. Именно поэтому автор простил героя, а в дальнейшем его оправдало и общественное мнение. Детей дворян после выхода «Бедной Лизы » стали чаще называть Эрастами. А ведь родители своим сыновьям никогда бы не дали имя «отрицательного» героя.

Также благодаря «Бедной Лизе» Н.М.Карамзин ввел в литературу совершенно новую трактовку женского образа. Героиня в 18 веке не была свободна в выборе своего возлюбленного. За нее выбор делали родители. Поэтому счастливых браков было очень мало. Попытка любить по своей воле расценивалось людьми как преступление против нравственности. А Карамзин своей героине разрешил полюбить по велению сердца и по собственной воле.

Образ Лизы почти идеален, и лишь самоубийство делает его жизненным и трагическим. Не выдержав потери своей любви, героиня совершила один из самых страшных грехов. Поэтому ее душе нет успокоения. Но автор любит свою героиню и верит, что она, эта чистейшая душа, все-таки за свои добродетели и страдания попадет в рай и они встретятся с ней «в новой жизни».

Создав удивительный образ Лизы, Н.М.Карамзин ввел в русскую литературу важную тему возвышения человеческого духа через страдания и сделал женские образы «воспитателями чувств».

Именно он создал в России образованный литературный язык и заменил мертвый язык книги живым языком общества. Вспомним его знаменитые «Письма русского путешественника», в которых он рассказал о своем знакомстве с Европою и познакомил с ней русское общество. Жанр произведения помог писателю описать эмоции и чувства путешественника, его мысли и размышления.

Главного героя «Писем» интересовали почти все доступные достопримечательности Европы. Посещая памятники старины, путешественник стремился не только увидеть следы людей прошлого, но и проникнуть в их внутренний мир, понять, чем они жили. При виде руин средневековых замков он мысленно придумывал для них владельцев. Желая узнать ответы на интересующие его вопросы о счастье, о предназначении человека, герой посещал известных философов, историков и писателей - Канта, Виланда, Бонне, Гердера, вел с ними продолжительные беседы. По-настоящему счастливыми путешественник, как и сам автор, считал людей, которые не требуют многого от судьбы и довольствуются тем, что имеют. У них много друзей, и они могут восхищаться красотой природы и радостями любви. Такое счастье, по мнению Карамзина, доступно всем, независимо от того, к какому слою общества принадлежит человек. Главное, чтобы у него была любящая семья.

А.С. Пушкин с большим уважением относился к Н.М. Карамзину и называл его Колумбом, открывшим читателям Древнюю Русь в его многотомном сочинении «История государства Российского». Данное произведение изменило сознание русского читающего общества. В нем не было вымышленных сюжетов, все они были взяты из реальных исторических событий и ситуаций. Чтобы объединить огромный исторический материал и собственные размышления, Н.М.Карамзин создал уникальный литературный жанр – летописный синкретизм. Он использовал факты летописи, подвергая их проверке, критике, комментированию, то есть выражал в произведении свои истинные мысли и чувства.

Как видим, Н.М.Карамзин был великим историком, реформатором языка, публицистом и литератором. Писатель анализировал поступки своих героев и воспитывал в читателях гуманность. Учил любить свою Родину, уважать достоинство других людей, призывал проявлять доброту и милосердие, внушал интерес к истории родной страны и пытался показать последствия сословного неравенства. Карамзин расширил возможности русской литературы и совершенно по-новому показал душевную жизнь человека, тем самым, узаконил право писателя не подчиняться жанровым нормам, а создавать новые, уникальные типы произведений.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.