Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему? (ЕГЭ по литературе)


В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» добро и зло не противопоставлены друг другу, не находятся в противоборстве, а мирно сосуществуют и сотрудничают. Это просто два разных «ведомства» с разными задачами. Зло в облике Воланда и его свиты выполняет карательную функцию. Булгаковский сатана вершит справедливое возмездие, наказывая людей за их пороки и улучшая тем самым человеческий род. Писатель трагического двадцатого века, Булгаков считал, что зло должно быть наказано. Силы ада в его романе не столько сбивают с пути праведного добрых и порядочных людей, сколько выводят на чистую воду и вершат суд над уже состоявшимися грешниками. Эпиграф из «Фауста» Гёте указывает на то, что «князь тьмы» карает людей за грехи, расчищая дорогу добру.


Кто же составляет в романе силы ада? В буйную свиту Воланда входят «специалисты» самого широкого профиля: мастер озорных проделок и розыгрышей кот Бегемот, красноречивый Коровьев, владеющий всеми наречиями и жаргонами, Мрачный Азазелло, неизменно появляющийся там, где необходимо применить насилие.

Кто же становится жертвой свиты Воланда в Москве тридцатых годов?

Первыми жертвами этой дьявольской шайки становятся московские писатели. Один из них – Михаил Александрович Берлиоз. Это солидный редактор толстого литературного журнала, а также председатель правления московской писательской организации МАССОЛИТ. Другой – молодой поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Воланд вступает с писателями в спор о Боге и дьяволе, доказывая, что человек не может сам управлять порядком на земле. Воланд предсказывает Берлиозу, что тот погибнет: ему отрежет голову трамвай. Такое жестокое наказание Берлиоз получил как идейный руководитель писателей, не верящих ни в Бога, ни в дьявола. Ортодоксальность и догматичность не покидает редактора и тогда, когда он видит летящий прямо на себя трамвай, просто в его мозгу кто-то отчаянно кричит: «Неужели?»

Иван отделался легко: он попал в клинику Стравинского, где содержат душевнобольных, с диагнозом «шизофрения», как и предсказал Воланд. При всей своей агрессивности и невежестве Бездомный способен измениться.

Следующей жертвой Воланда и его компании становится директор Варьете Стёпа Лиходеев. Он наказан не только потому, что Воланд захотел увидеть москвичей в массе и поэтому выбрал театр, которым заведовал Стёпа. А потому, что у Лиходеева грехов целый воз: пьянство, преболюбодеяние, безответственное отношение к делу, использование служебного положения в личных целях. «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!» - докладывает Воланду Коровьев. А кот Бегемот добавляет : «Машину зря гоняет казённую!» Стёпа ещё легко отделался: ассистенты Воланда вышвырнули его из Москвы в Ялту.

Из эпилога мы узнаём, что наказание подействовало на бывшего директора Варьете: он изменился в лучшую сторону. После своего вызволения из Ялты он восемь дней провёл в клинике Стравинского. Лиходеев становится заведующим гастрономом. Он перестаёт пить портвейн и пьёт только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел, стал молчалив, сторонится женщин. Улучшилось не только физическое, но и нравственное здоровье Лиходеева.

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302 – бис по Садовой улиц, где проживал покойный Берлиоз, наказан за взяточничество. Правда, брал он не долларами, а советскими рублями, но всё же брал. Никанор Иванович оказался сначала в тюрьме, а затем в сумасшедшем доме.

Крайне суровые наказания выпадают тем, кто обладает одним как будто безобидным недостатком. Определение его таково: человек без сюрприза внутри. Например, финдиректор Варьете Римский пытается изобретать «обыкновенные объяснения явлений необыкновенных». Ассистенты Воланда устраивают ему такую сцену ужасов, что он в считанные минуты превращается в седого старика с трясущейся головой.

Буфетчик Варьете Соков, который произносит знаменитые слова об осетрине второй свежести, ворует и мошенничает. Но его тяжкий грех состоит не только в скопидомстве, сколько в том, что он обворовывает самого себя. «…что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих», - замечает Воланд.

Суровые наказания выпадают тем, кто облечён хоть какой-то властью и, пользуясь ею, творит безобразия, прекрасно осознавая это. Администратор Варьете Варенуха превращён в вампира, хотя впоследствии он прощён. Барон Майгель, наушник и шпион, убит по личному приказанию Воланда и в его присутствии.

Скандалом оканчивается для высокопоставленного чиновника Аркадия Аполлоновича Семплеярова требование, чтобы на сцене произошло разоблачение фокусов чёрной магии. И «разоблачение» происходит: любовные похождения председателя акустической комиссии становятся известны всей Москве.

Обыкновенные москвичи и москвички наказаны за любовь к деньгам и дорогим нарядам. На сеансе чёрной магии происходит бесплатная раздача парижских вечерних туалетов, откуда-то с потолка на зрителей падают червонцы. Платья и туфли исчезают с тел московских модниц прямо на улицах, а червонцы превращаются в какую-нибудь ерунду – в этикетку от бутылки, в воробья или котёнка. Но всё это можно рассматривать не как наказание, а как суровый урок и напоминание: ничто никогда и никому не даётся даром.

Итак, жертвами Воланда и его свиты становятся москвичи, наделённые властью и использующие её в своих целях, а также те, кто не верит в необыкновенные явления, в чудеса. «Князь тьмы» не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Совершая справедливое возмездие за грехи, он делает людей лучше.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:28:46
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение