Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблематика романа «Мастер и Маргарита» пример (Булгаков Михаил)

Философская проблема

Основной философской проблемой первой и второй глав романа «Мастер и Маргарита» можно назвать проблему веры в бога и что-либо сверхъестественное. Данная проблема прослеживается на протяжении всего произведения, а одним из ключевых аспектов является присутствие в романе Воланда — Дьявола, что изобличает человеческие пороки, истинную сущность людей. Из этого вытекает вторая проблема — вопрос о том, что же является наиболее тяжким пороком. В первой главе романа Воланд подводит героев к рассказу о Понтии Пилате, а во время самого повествования во второй главе персонажи «романа в романе» в ходе дискуссии заключают, что страшнейший порок человека — его собственная трусость. В последней главе автор возвращается к данной проблеме, показывая страдания прокуратора и позднее даруя ему свободу через прощение.

Проблема нравственного выбора

Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита» является основой всего сюжета как основной ветки произведения, так и «романа в романе», однако наиболее чётко она выражается именно в библейском сюжете о Понтии Пилате.

Герою предстоит сделать сложный выбор либо в пользу справедливости и честности, либо же в пользу построения карьеры. Понтий Пилат выбирает продвижение по карьерной лестнице, тем самым обрекая невиновного человека на смерть в ужасных мучениях. Одновременно с этим перед выбором ставится персонаж основного романа — Маргарита. Девушка должна была принять решение о том, попытаться ли ей вести обычную и спокойную жизнь или пойти на риск — сделку с Дьяволом — и спасти душу человека, при этом принеся в жертву собственную мечту о возвращении потерянного возлюбленного. Маргарита решается на сделку, чем проявляет не только милосердие, но и стойкость духа.

Другие герои также попадают в ситуации, в которых им приходится сделать трудный выбор. Так, например, Иешуа в романе Мастера до последнего говорит прокуратору только правду и, хотя понимает, что это приведёт к его же смерти, отказывается соврать, чтобы избежать наказания. В то же время сам Мастер, в отличии от своего героя, не выдерживает собственного испытания — он сжигает написанный роман, ставший, как он сам считает, источником всех его проблем.

Таким образом, Михаил Афанасьевич Булгаков пытается донести до читателей, что каждый человек должен сам решать, кем он хочет быть, и брать на себя ответственность за принятые решения. Автор показывает нам обе грани: сильных духом и готовых заплатить за совершённый поступок — Маргариту и Иешуа, прогнувшихся и сломавшихся под тяжестью ответственности — Понтия Пилата и Мастера. Поступки каждого из героев можно понять, найти им объяснения и, при необходимости, оправдания, но это не может изменить того, что только двое из них — Маргарита и Иешуа — поступили в соответствии с традиционными понятиями о нравственности, поставив чью-то жизни выше собственных желаний и правду выше спасения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.