Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Разум и чувства в творчестве Чехова (Чехов А. П.)

Начиная разбирать два понятия: чувства и разум, можно попробовать их противопоставить друг другу. Ведь это абсолютно разные составляющие человека. Разум это способность человека анализировать поступки, думать связанно и логически, также это набор определенных умений, которые человек приобретает в течении всей своей жизни. А вот чувства имеют другое значение. Чувства это огромный набор эмоций, переживаний и всего, что человек может пропустить сквозь призму своего сердца и души. Человек, который живет чувствами может действительно продвинуться в духовном плане, обогатиться внутренне, наполнить свою жизнь смыслом.

Чтобы разобраться чему отдает предпочтение Чехов, обратимся к нескольким его произведениям.

В рассказе дама с собачкой Гуров является удивительным персонажем. Удивляет именно его перемена, которая очень сильно изменила его мировоззрение, перевернула взгляд на одни и те же предметы. На протяжении долгой жизни Гуров презрительно и рационально относился к женщинам. Называл их низшей расой. Но из своих соображений только что и делал как общался с ними. Его буквально тянуло к этим низшим созданиям. Но для чего? Может герой таким образом хочет самоутвердиться и выглядеть на их фоне лучше. Поэтому Гуров постоянно ищет новую девушку для связи, не смотря на то, что он женат. Также для него важно быть материально обеспеченным. Он по образованию филолг, но работает в банке, имеет целых два дома. Можно ли сказать, что Гуров на данном этапе живет разумом и только им? Я считаю, что да. Потому что он не обращает внимание на свои внутренние желания, ведь он хотел стать филологом. Возможно мечтал о профессии, которая раскроет его и сделает настоящим человеком, который любит свою жизнь. Но он как самый настоящий рационалист выбрал путь богатства. На что-то же нужно содержать семью. Это правильно с разумной точки зрения, но не лишает ли себя герой самых важных чувств - любви и преданности, верности и заботе?

С появлением одной дамы, все меняется. Конечно сначала он и говорит: “Что-то в ней есть жалкое все-таки”. Но спустя время он осознает насколько значима для него эта героиня. Гуров уже становится другим человеком. Он полюбил по-настоящему только в преклонном возрасте, но зато как преобразился! У него появились чувства, которые вдохнули в его жизнь что-то новое, непокоренное, неизведанное. Автор показывает как сильно может поменять любовь. Превратить из черствого человека в возвышенное состояние, в котором жизнь наполняется смыслом и интересом. Если раньше у Гурова присутствовала одна страсть, которая исчезала, то после встречи с Анной Сергевной он не может никак ее забыть. С течением времени он только больше и больше думает об этой героине.

Рассказ назван Дама с собачкой не случайно. По задумке автора эта героиня является переломным моментом в жизни Гурова. Она противопоставлена всем другим женщинам именно своей невинностью, непорочностью, что так и восхищает Гурова в ней. Из этого следует вывод, что Чехов положительно относится к появлению чувств у человека.

Следующим рассказом будет “Студент”. Главной темой является воскрешение и обретение смысла жизни. Бедный студент, возвращаясь домой, жалуется на свою жизнь. Он всем не доволен, есть нечего, к тому же жутко холодно.. Его ничего не радует, единственное, что он может делать, это роптать на свою судьбу, не замечая ничего вокруг. Здесь можно отметить, что герой смотрит на жизнь с практической точки зрения, он рационалистичен.

Дальше после встречи с костром и с женщиной, которая проникновенно заплакала, герой “оттаивает”, у него появляются светлые чувства. Он преображается, видит во всем счастье и высокий смысл. Возвышение героя и его перерождение подчеркивают такие детали: “он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору...” Это второе доказательство того, что наличие чувств важный аспект для человека.

Третий пример это “Вишневый сад”. В произведении мы можем увидеть персонажей, не соответствующих своему возрасту. Многих из них можно назвать недотепами. Раневская заместо того, чтобы участвовать в продаже сада, устраивает бал. Кроме того, она общается с вещами, как с ценностями: “Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала когда была маленькой… (Плачет) И теперь я как маленькая...” Еще это значит, что она по своему внутреннему состоянию ребенок. Гаев все время погружен в свою игру в бильярд. Постоянно говорит: “Желтого в середину”. Это его собственный способ уйти от неприятной и не уютной жизни, заместо того, чтобы попытаться разрешить проблемы. Трофимов это своеобразный символ вечного студента: “Должно быть, я буду вечным студентом”. Получается, что персонаж никак не может выучиться, из-за этого он не может повзрослеть. К тому же он безалаберно относится к полученному хозяйству: “Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите”. Более того персонажем присуще выражение чувств. Будто они только и делают, что плачут, смеются и высказывают свои эмоции. Но таким образом, они слышат только себя. Взять хотя бы беспорядочный хор реплик и восклицаний сразу по приезде Раневской со станции. Дуняша (в волнении). Я сейчас упаду... Ах, упаду!; Любовь Андреевна (радостно, сквозь слезы). Детская! Тут наоборот показывается отрицательная сторона излишней эмоциональности. Автор показывает, что разум также важен для человека.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что у рационалиста и эмоционалиста разные приоритеты и жизненные ценности. В начале таким рационалистом был студент. Для него, все что можно увидеть, съесть, потрогать руками являлось важным ориентиром по жизни. Для персонажей Вишневого сада главное это внутренние качества - любовь, эмоции, ласка и забота. Можно сказать, что такие люди живут порывами своей души, могут тонко чувствовать окружающий мир. Но также они могут сильно расстроиться из-за негативной эмоции там, где человек который живет разумом даже и глазом не моргнет и пойдет дальше. Но такой человек, как например Гуров после встречи с Анной Сергеевной, объединяет в себе эти два начала, намного гармоничнее и совершеннее. Он саморегулирует в себе эти качества, что позволяет находиться в согласовании с природой и людьми. Это и показывает Чехов в своих произведениях.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.