Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Модернизм в русской поэзии 20-го века (ЕГЭ по литературе)

Рубеж XIX-XX веков характеризуется разочарованием в действительности и художественном методе, который её отображает. Ощущение духовного кризиса стало причиной поисков новых явлений, внимания к "внутренней жизни" человека, тяги к мистицизму. Литература рубежа веков отражала противоречия эпохи и получила название "Серебряный век". Данный термин характеризует ту часть художественной культуры России, которая была связана с новыми модернистскими течениями, а именно символизмом, акмеизмом, футуризмом и другими. Модернизм подразумевал создание нового вида литературы, совершенно не похожего на искусство прошлого. Однако каждый поэт по-своему воспринимал действительность ХХ века, поэтому модернизм разделился на более узкие направления. Представители разных течений имеют уникальные черты, которые так или иначе соответствуют духу эпохи.

Каковы же особенности каждого направления? В чем заключалось новаторство поэтов-модернистов?

Во-первых, одним из первых модернистских течений был символизм. Для него характерны мистицизм, обилие символов и их многозначность, заключающаяся в индивидуальном восприятии мира каждым человеком, представление о двух мирах (реальном и потустороннем, недостижимом). Ярким представителем символизма является А. А. Блок, чьё творчество проникнуто идеями В. Соловьева, теоретика данного течения. Основа учения Соловьева — мечта о спасении современного мира, погрязшего в пороках, Вечной Женой, которая олицетворяет гармонию и красоту. Блок показал образ Вечной Жены во многих стихотворениях. Не является исключением и стихотворение "Вхожу я в темные храмы...". Это произведение — обращение лирического героя к Прекрасной Даме, призрачному, неуловимому образу. Лирический герой "входит в темные храмы" и ждет появления Вечной Жены, но она недосягаема, она существует не в земном мире (Блок пишет: "Высоко бегут по карнизам / Улыбки, сказки и сны", а эпитет "высоко" указывает на принцип двоемирия в изображении героя и Прекрасной Дамы). Стихотворение проникнуто тревогой и загадочностью. Такое настроение автор создает с помощью эпитетов ("тёмные храмы", "мерцанье красных лампад", "высокой колонны") и психологизма (герой "дрожит", ему "не слышны ни вздохи, ни речи"). Что именно олицетворяет Прекрасная Дама для поэта? Возможно, Она является символом совершенства, однако данная трактовка не единственная. В этом также можно выявить черту символизма — многозначность.

Во-вторых, другие поэты, отказавшись от символистского принципа познания непознаваемого, считали, что человеку необходимо погрузиться в свой внутренний мир. Эти поэты образовали литературную группировку, названную акмеизмом. Акмеисты отвергали загадочное изображение действительности и превозносили конкретность, "прекрасную ясность". В их стихотворениях нет абстрактных символов, они уделяли внимание художественной детали, четким образам. Произведения акмеистов написаны простым, не "заумным" языком, в них прослеживается связь с "Ззолотым веком". Черты акмеизма четко прослеживаются в творчестве А. А. Ахматовой. Так, в основе стихотворения "Мне не нужны одические рати..." лежат образы одуванчика, лопухов и лебеды. С помощью описания растительности поэтесса говорит о своем творчестве, о стихотворениях, которые появляются "из сора" (то есть появляются из-за душевных потрясений и тяжелой судьбы), как растения. Использовав конкретный образ, Ахматова нестандартно затронула тему поэта и поэзии: творчество показано не величественным и таинственным, а простым, "земным" (в чём так же можно заметить черты акмеизма). Кроме того, первые строки стихотворения связывают лирику поэтессы с "золотым веком": "Мне не нужны одические рати / И прелесть элегических затей".

В-третьих, скандальным, совершенно новым течением можно назвать футуризм. У данного направления почти нет преемственности, главным для его представителей является пафос разрыва с прошлым и устремление в неизвестное будущее. Футуристы "бросают с парохода современности" всю предшествующую литературу. Их произведения — лозунги, рассчитанные на воздействие на публику, открытый протест современной действительности. Поэты-футуристы были новаторами во всем: в ритме, лексике, композиции произведения. Один из представителей русского футуризма — В. В. Маяковский. Например, стихотворение "Нате!" — вызов, выражение презрения к порочным людям, его современникам. Маяковский использует средства выразительности, такие как метафоры и эпитеты, но они нетипичны для творцов прошлого: "обрюзгший жир", "недокушанные, недоеденные щи" вызывают удивление у читателя. Обращение "вот вы", написанное с помощью анафоры, и описание толпы, как "стоглавой вши", показывают надменное отношение автора к его слушателям. Метафора "вы смотрите устрицей из раковин вещей" отражает невозможность разглядеть душу человека за яркой внешней оболочкой. Поэт намеренно "ломает" композицию стихотворения: он разделяет одну строку на две, чтобы наиболее ярко показать своё пренебрежение к людям ("я захохочу и радостно плюну, / плюну в лицо вам"). Таким образом, поэт-футурист является абсолютным новатором, эпатажным и провокационным творцом.

В заключение хочется сказать, что модернизм ХХ века — уникальное явление в русской литературе. Поэты-модернисты нашли в себе смелость усомниться в идеалах прошлого, "золотого века" и начать искания чего-то нового, несмотря на осуждение и непонимание общества. Эпоха модернизма, несомненно, значимый период в истории литературы. Именно творчество модернистов заставило человечество задуматься над вечными вопросами, обратить внимание на свои переживания, "внутреннюю жизнь"; поэты остро поднимали социальные проблемы, воодушевляя людей изменить современную действительность.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.