Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как вы понимаете спинозовское учение о субстанции? (Сочинение на свободную тему)

Учение Б. Спинозы по сути является продолжением идей Р. Декарта, хотя и стоит уточнить, что философия эта выдержана строго в рамках иудейского мировоззрения, а значит весьма специфична. Однако, несмотря на некоторую категоричность своих суждений, Спиноза совершил прорыв, определив место декартовской субстанции в иерархии тех «процессов», которые отражают становление человеческого мира.

«Вещи суть модусы одной единой неизменной субстанции», что можно свести к формуле «любой субъект (и дискретный, и умозрительный) есть частное некоего естественного логического целого, вбирающего в себя абсолютно всё». Под такой всеобъемлющей субстанцией Спиноза понимал Бога — причину и основание всего (в том числе себя самого), и непосредственно сплетённую с ним природу. Вследствие этой антидуалистической точки зрения учение философа не редко называют «переходящим в пантеизм (всебожие)». И действительно, всевышний Спинозы — это не личность, наделённая исключительными правами, а «субъект всех предикатов», чистая математика.

Для геометрии, неуклонно соотносящейся с реальностью, крайне важен генезис, постепенное «развёртывание» сложных структур на более простые элементы с целью их понимания.

Поскольку обособленные части в таком «чистом виде» не представляют особой ценности (к примеру, точка просто немыслима вне контекста прямой), мир должен быть понят геометрически — по компонентам, которые не имеют смысла за границами всеобщей системы, Бога.

Безусловное достоинство учения Б. Спинозы заключается в детализации понятия «субстанция». Под модусами понимаются конечные вещи («природа сотворённая»), зависящие от единой субстанции и движущиеся во времени. Атрибуты же — это то, что мы представляем в качестве сущности субстанции, некие её неотъемлемые качественные свойства. Все атрибуты, разумеется, неизвестны, однако проявляющихся в сфере человеческой жизни их всего два: это res cogitans и res extensa.

Таким образом, спинозовская субстанция есть абсолютная необходимость, зиждущаяся на столпах вечных негласных законов. Человек, в свою очередь, подневолен Богу и природе; что бы ему, наделённому сознанием, ни казалось, в мире нет места хаотичности — всё давно предрешено, просчитано, сделано, однако раскрывается не сразу, в своём «естественном темпе»...

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.