Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Кутузов и Наполеон (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»). (ЕГЭ по литературе)


«Война и мир» Льва Николаевича Толстого – это книга, от которой, по словам А. Блока, идёт волнение, и волнение это есть не что иное, как необычайной мощности сконцентрированная духовная энергия, сопровождавшая семилетнюю работу писателя над своим произведением. Создавая свою книгу, автор был уверен в том, что открыл истину, и истина эта – любовь. Любовь, которая милосердствует, долготерпит и прощает.


Любовь, которая несёт миру красоту, добро и правду. Любовь, которая убьёт войну. Рядом с вечными духовными ценностями: красотой, добром и правдой – Л. Н. Толстой ставит простоту и утверждает, что нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Понять эту истину помогают созданные писателем образы Кутузова и Наполеона.

Толстой отказывает Наполеону в величии, потому что не видит в нём простоты, естественности, скромности. Всё в бывшем капрале исполнено ложного величия, фальши, лицемерия, пошлого самодовольства, тщеславия и честолюбия. Именно таким мелочным и ничтожным представился прежний кумир истекающему кровью от ранения Андрею Болконскому по сравнению с тем бесконечным, высоким, чистым, добрым и справедливым небом Аустерлица, по которому медленно и торжественно плыли облака.

Foxford

Л. Н. Толстой отрицал роль личности в истории в неизбежном ходе исторических событий, и поэтому всяческие притязания людей на значительную роль вершителя судеб человеческих ему казались ложными, ничтожными и смешными. Наполеона, считавшего любые свои мысли и поступки историческими, автор сравнивает с ребёнком, сидящим в карете, дёргающим за верёвочки и воображающим, что он правит каретой. Чем выше поднимается человек во внешнем мире в собственном мнении и в мнении окружающих его льстецов, тем труднее ему понять извечные духовные ценности. Он утрачивает свободу духа и свободу голоса совести, который говорил бы ему правду о нём самом.

Наполеон в изображении Толстого не способен на простые человеческие движения сердца, на искреннее выражение своих чувств. Стоя перед портретом собственного сына, кудрявого голубоглазого мальчика с лицом ангела. Наполеон придаёт своему лицу выражение трогательной нежности.

Лишь однажды в романе, когда Наполеон объезжал Бородинское поле и увидел множество убитых и раненых. «личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго». Французский император перенёс на себя те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения и ужаснулся. Но это естественное человеческое чувство было в Наполеоне только краткое мгновение, и он снова перенёсся в свой искусственный мир призраков ложного величия.

Антиподом Наполеону в романе Толстого является Кутузов, спящий на военных советах и кажущийся пассивным созерцателем. В русском полководце отсутствовало всё личное, он не стремился играть значительную роль, а являлся выразителем народного сознания. Он никогда ничего вредного не допустит, ничему полезному не помешает. Главную ставку Кутузов делает на своих «чудо-богатырей»: терпение и время. В старом фельдмаршале Толстой всячески подчёркивает его близость к народу, простоту, человечность.

На военном совете в Филях Кутузов изображён глазами ребёнка, крестьянской девочки Малаши, которая про себя называет фельдмаршала ласково дедушкой. Чистая, незамутнённая ложью и фальшью девочка интуитивно понимает, что правда на стороне «дедушки», а не на стороне сердитого немецкого генерала, скучно излагающего военные реляции. Кутузов изображён полным, одутловатым, страдающим одышкой, немощным стариком, и в то же время перед нами предстаёт сильный духом человек, верящий в победу русского оружия. Мы верим в пророческие слова Кутузова о том, что будут французы лошадиное мясо есть, и проникаемся чувством теплоты и симпатии к этому физически немощному, но нравственно чистому и сильному духом человеку.

Волнение идёт от «Войны и мира», и это волнение испытывает всякий, кто вдумчиво и внимательно читает страницы великого романа. Это волнение испытывают читатели, сопоставляя образ Наполеона, самодовольно возвышающего себя над миром и играющего роль жалкого палача в руках истории, и образ Кутузова, не утратившего связи с народом и простых человеческих чувств.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 12:31:07
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение