Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Проблема человека и власти в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» (Итоговое сочинение)


Двадцатый век - трагическая эпоха в истории России. Три революции, гражданская войн, коллективизация, Великая Отечественная война, сталинские репрессии...Как много пришлось испытать русскому народу! История нашей страны в эпоху наибольшего давления на человека является центральной в прозе А. И. Солженицына. Он художественно исследует проблему взаимоотношений человека и власти, человека и общества.


Способен ли человек противостоять государственному механизму, пытающемуся превратить личность в простой винтик бездушной машины" Способен ли он сохранить своё достоинство, нравственные ценности?

В рассказе А. И. Солженицына "Матрёнин двор" два героя, находящиеся в особых отношениях с властью и обществом. Один из них - рассказчик, от лица которого и ведётся повествование. Действие происходит летом 1956 года, в период общего потепления политического климата в стране. Герой сообщает о себе, что летом 1956 года он возвращался "из горячей пыльной пустыни" "наугад - просто в Россию". Мы догадываемся, что этот человек находился в ссылке где-то в Средней Азии. Вскользь он замечает, что задержался с возвращением "годиков на десять". Можно понять, что он воевал, был репрессирован в конце войны, поэтому возвращается в Россию не в 1945 году, после победы над фашистской Германией, а после реабилитации несправедливо осуждённых людей.

Герой одинок и мечтает только об одном: жить в средней полосе России - "без жары, с лиственным рокотом леса". Ему хочется затеряться "в самой нутряной России" Человек мечтает о тишине и покое, о простой честной жизни. Насильственно лишённый свободы, несправедливо осуждённый, он пострадал от государственной власти, с недоверием относится к изменениям в жизни.

Ещё год назад он мог надеяться только на то, что его примут на работу таскать носилки, о работе по специальности и не мечтал. Но вот в стране наступила "хрущёвская оттепель". Герой получил работу по специальности школьного учителя математики.

После долгих мытарств и разочарований герой останавливается в деревне Тальново в доме старой одинокой женщины Матрёны Васильевны Григорьевой.

В судьбе простой крестьянки тоже было много несправедливостей. Четверть века проработала она в колхозе, а пенсию не получает.Год за годом, многие годы ни рубля не получала Матрёна Васильевна - работала "за палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика". Когда одинокая женщина заболела, её отпустили из колхоза. Вспоминали о ней лишь тогда, когда нужно было помочь колхозу. Приходила жена председателя колхоза, женщина городская, решительная. Она не просила, а приказывала: "Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить!" Старой больной женщине совестно было за жену председателя, что та не могла ей заплатить за работу. Матрёна не отказывалась от помощи, но колхозная работа ей не нравилась: "Ни к столбу, ни к перилам эта работа. Станешь, об лопату опершись, и ждёшь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать".

Не только колхозу, но и односельчанам не отказывала в помощи простая крестьянка. Бескорыстие, отзывчивость, благородство души - главные черты характера Матрёны.

Высокой духовности женщины из народа противопоставлено бездушие власти. Отношение власти к народу поражает своим равнодушием. На болотах добывали торф, а жителям не продавали, везли только к начальству. Колхозники, в основном женщины, вынуждены были воровать торф, как раньше воровали лес у барина.

Много обид и несправедливостей претерпела Матрёна от чиновников - бюрократов. Собирает она справки, чтобы получать пенсию за мужа, пропавшего без вести на войне, гоняют они крестьянку "то за точкой, то за запятой " за двадцать километров. "Притесняют меня, Игнатьич", - жаловалась Матрёна своему постояльцу.

Но, несмотря на все эти обиды и нищий быт, сохранила простая русская женщина честность, порядочность и доброту, не разучилась улыбаться. У Матрёны было верное средство, чтобы вернуть себе расположение духа, - работа. А работы было много: копала картошку, носила торф, ходила за ягодами. И всегда возвращалась в свою избу "просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой".

Судьба этой одинокой женщины трагична. Завещала она сруб горницы своей приёмной дочери Кире. Отец Киры, "почтенный старик" Фаддей, за которого должна была в юности выйти замуж Матрёна, настоял на том, чтобы горницу перевезли в Черусти. Только так можно было получить участок земли. Горницу решили перевезти за один рейс. На перевозе трактор с подводами застрял, и Матрёна погибла под поездом. "Чёрный", корыстный Фаддей противопоставлен светлой и доброй Матрёне.

Читаешь рассказ и понимаешь: как бы ни бездушны и жестоки были власти, русский народ нельзя уничтожить, потому что есть в нём такие прекрасные люди, как Матрёна Васильевна Григорьева.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 01:01:19
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение