Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чём заключалась ошибка теории Раскольникова? (Достоевский Ф. М.)

Герой знаменитого романа «Преступление и наказание» горел желанием помочь людям, но выбрал для этого ошибочный путь. Родион Раскольников был уверен, что можно совершать преступления как во зло, так и во благо. Автор произведения Фёдора Достоевского показал несправедливость разделения людей на «тварей дрожащих» и тех, кто якобы имеет особые права. По разумению Раскольникова, сильные ради великих целей имеют право совершать преступные действия. Отнеся самого себя к «право имеющим», герой совершил тяжкие преступления — убийства.

Они привели героя на каторгу, не к всеобщему благоденствию. Так в чём же ошибочность теории главного героя романа?

Автор показывает, как в начале преступления Родион считает, что не грех убить старушонку, которая наживается на беде других людей. Он уверен в своей исключительности для обладания правом решать, кому следует жить, а кому нет. Студент стремится утвердить свою личность. Постепенно он понимает, что не в состоянии пережить муки совести. Раскольников нарушил законы нравственности. Это не даёт его душе покоя. С помощью Сони Родион понимает, что не имеет права отнимать жизнь, данную Богом. Вывод: убийство безнравственно даже ради великих целей.

В другом произведении достоевского «Братья Карамазовы» мысли Ивана Карамазова схожи с преступными рассуждениями Раскольникова в начале романа. Иван также считает, что при определённых условиях «всё позволено». Эти размышления делают его соучастником убийства собственного отца. Именно рассуждения Ивана натолкнули Смердякова на убийство. Чувствуя свою сопричастность, Иван уезжает из города. Но муки совести не покидают его. Уйдя от осуждения законом, Иван не может миновать суда небесного, он теряет разум. Мы снова видим, что нельзя стремиться к благу через совершение убийства.

Таким образом, ошибочность теории героя Достоевского в том, что не существует никаких «сверхлюдей», имеющих право на преступление. Мораль не может быть двойной. Она одинакова и для сильных личностей, и для маленьких людей. Преступление во имя добра — то же зло.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.