Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Фаустианский сюжет в фильме Рене Клера «Красота дьявола» по трагедии Фауст (Гете И В)

Трагедия Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» несчетное количество раз нашла отражение в искусстве. По мотивам этого произведения снимались кинофильмы, писались книги, сочинялись музыкальные композиции и создавались шедевры живописи.

«Красота дьявола» — французский художественный фильм Рене Клера, созданный по мотивам трагедии Гёте «Фауст» в 1949 году.

В данной кинокартине по-новому осмысляется фаустианский сюжет. Фильм рассказывает о старом профессоре Фаусте, который всю свою жизнь искал средство от бессмертия, но все равно коротал последние дни в одиночестве и болезнях, будучи разочарованным в своем существовании. Но мечта героя исполняется, и его посещает Мефистофель, сам посланник ада, который предлагает Фаусту здоровье, красоту и молодость.

Фауст принимает это предложение, но забывает, что за такой дар Мефистофель заберет его душу.

Несмотря на достаточно знакомые мотивы, режиссер Рене Клер отваживается исказить сюжет и сделать его комедийным. Образ Фауста не лишен комизма, как и образ Мефистофеля. Мефистофель Клера вообще мало чем похож на гётевского. Киногерой неуклюжий и невезучий плут, который попадает в свои же ловушки, что, конечно же, не может не вызвать улыбку у зрителя. Персонаж кино часто шутит: «Не люблю музыку, она навевает мысли о рае». Гётевский Мефистофель же совершенно другой, он не дает над собой смеяться. Герой коварен и хитер. Доктор Фауст же — добродетельный учёный, всю жизнь проживший так праведно, что едва ли успевший постичь её прелесть, её смысл, её ценность и её красоту. Не сам он вызывает Мефистофеля и не совсем формально заключает с ним сделку, всё это — уловки дьявола. Обретя молодость, Фауст по-настоящему жаждет лишь радоваться жизни и любить.

Отлична и сцена заключения сделки. Мефистофель Клера издевается над Фаустом, насмехается над его старостью и бесплодной тягой к знаниям, тем самым подталкивая героя к сделке. Так же как и гётевский герой Мефистофель Клера умеет принимать разные обличия, например, облик студента, а позже и самого Фауста, чего нет у самого Гёте.

Ввиду этого особенно забавен следующий сюжетный поворот. Фауст обретает молодость, потому окружающие его больше не узнают, и обвиняют юного Анри в убийстве старого профессора. Но от судебного приговора его вовремя спасает Мефистофель.

Демон буквально гоняется за душой Фауста на протяжении всего фильма, даже обращается за помощью к Люциферу и после неудачных попыток забрать душу профессора восклицает «Ну и профессия!». Мефистофель готов пойти на любую хитрость ради своей цели, даже помогает Фаусту изготовить золото. Но герой не менее хитер и требует от Мефистофеля чтобы тот сделал так, чтобы Фауст остался наедине с принцессой, которая привлекла его внимание на балу.

Принцесса — совершенно новый образ, которого нет в произведении Гёте. Она красива, очаровательна, но неприступна по отношению к Фаусту. Но и тут на помощь приходит Мефистофель. Он делает так, что куда бы Анри ни пошел, он всюду будет встречать принцессу. И всё же хитрому демону удается заполучить душу Фауста, и они заключают сделку.

Интересно, что режиссер, кроме принцессы, Рене Клер добавляет в сюжет своей кинокартины другой новый элемент — зеркало, с помощью которого Мефистофель показывает, как Фауст проживет свою жизнь, изменяя в принцессе и живя в своё удовольствие, но всё равно его ждёт тот же конец — его душу забирают.

Важно отметить, что Рене Клер не выпускает из внимания образ Маргариты. В своем произведении он делает её гадалкой, которая предсказывает будущее Фаусту. Девушка говорит, что рука Фауста странная, потому что на ней жизнь прерывается, но потом продолжается снова, что, конечно же, указывает на сделку с дьяволом. Интересно, что Мефистофель предлагает и Маргарите заключить сделку, что является новым сюжетным ходом, отличным от сюжета Гёте. Клеровская Маргарита тоже попадает в тюрьму, но по обвинению в колдовстве.

Финал фильма не имеет ничего общего с трагедией Гёте. Мефистофель попадает в свои же сети. Договор со сделкой находят люди и решают покарать его за связь с Люцифером, потому что не знают, что под обличием Фауста скрывается совершенно другой.

Таким образом, «Красота дьявола» — французская интерпретация всемирно известного сюжета, которая лишь местами перекликается с трагедией Гёте. Кинокартина Клера лишена гётевского трагизма, но всё равно привлекает внимание зрителей тонким юмором и неожиданными сюжетными изменениями.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.