Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«В тылу как в тылу». Повесть А.Г. Алексина. (ЕГЭ по русскому)

Повесть Анатолия Георгиевича Алексина напечатана в журнале «Юность» в 1978 году. Повествование идёт от первого лица. Рассказчик, спустя много лет, приезжает в уральский город, где он, одиннадцатилетний мальчик, в 1941 году вместе с матерью жил в эвакуации. Маме было 37 лет, и она работала начальником стройконторы. Теперь, во время войны, она работала на оборонном заводе, а жили эвакуированные в холодных бараках, где перегородками «комнат» служили ковры, простыни или покрывала. Отец, биолог по образованию, ушёл на фронт. Вместе с ними был Николай Евдокимович, человек интеллигентный, начитанный, постоянно цитировавший Пушкина.

Он учился вместе с мамой героя в институте и был влюблён в неё безответно с первого взгляда, из-за этого оставшись холостяком

(Проблема безответной любви).

Мама героя не согласна была с лозунгом: «В тылу как на фронте!» Она считала, что в тылу как в тылу, что те трудности, которые они испытывают в этом далёком уральском городке, ничто по сравнению с тем, что происходит на фронте. Эшелоны с оборудованием приходили один за другим, и Екатерина Андреевна Тихомирова постоянно находилась на работе. Она неизменно приносила с работы завёрнутые в газету котлеты, молоко и другие продукты, которые ей давали за вредность производства, и кормила сына, говоря, что сама сыта. Она жертвовала собой ради здоровья сына

(проблема жертвенной любви матери).

Вскоре у рассказчика появился друг: Олег по прозвищу «Многодетный брат». У него было две младшие сестры, последняя родилась 22 июня за год до войны. Он был старше рассказчика на полтора года. Отец Олега через 20 дней после начала войны потерял левую руку и работал в редакции строительной многотиражки, печатая одной рукой. Мать работала медсестрой в госпитале, сутками ухаживая за ранеными. Олег рано повзрослел, потому что чувствовал ответственность за своих сестрёнок. Мальчики решили помочь «папе Кузе» и стали исполнять обязанности курьеров. Кузьма Петрович с грустью говорил, что ребятам нужно в парке культуры на карусели кружиться, а они воюют, голодают, теперь вот будут по морозу ходить, называя это «уродствами военного времени». Мальчикам нравилось выполнять поручения «папы Кузи», они гордились своими обязанностями, но потом уже без всякой гордости и воодушевления предъявляли свой мандат, так как сильно уставали, от их игры не осталось и следа.

(проблема ответственности и раннего взросления детей).

Рассказчик по просьбе своей матери каждый день заходил на почту, чтобы узнать, есть ли письмо с фронта от отца. Однажды ему подали на почте конверт без марки, где сообщалось, что его отец пропал без вести. Мальчик по совету своего приятеля Олега решил уберечь свою мать от печальной вести. Мальчики решили напечатать на пишущей машинке отца Олега письмо от имени командира воинской части, что муж Екатерины Андреевны Тихомировой легко раненный попал к партизанам, в такие места, откуда писать невозможно. Как только освободят Украину, сразу придёт письмо. Спустя некоторое время на почте мальчику дали бумажный треугольник, где фронтовой друг отца сообщал, что Алексей Алексеевич Тихомиров геройски сражался с врагами и остался на поле боя». Олег снова посоветовал думать о матери, беречь её сердце и ничего ей не сообщать.

(Проблема спасительной лжи).

Отец Олега Кузьма Петрович много работал, собирая материал для газеты. Он сетовал, что его демобилизовали из-за ампутированной руки, он мог бы и правую руку заставить трудиться за левую. Он утверждал, что организм человека ко всему приспосабливается. В мирное время они не могли знать своих возможностей, а война за 6 месяцев доказала, что человек может вынести всё.

(проблема предела человеческих возможностей).

Общая беда объединяет людей. По мнению отца Олега, чтобы пережить несчастье, выдержать испытания, возникает энергия родства, какой ещё не бывало, единение между чужими людьми. Узнав о победе под Москвой, в бараке убрали старые ковры и портьеры, разделявшие людей, накрыли длинные столы, объединив продуктовые запасы. И в беде, и в радости между людьми возникало прекрасное духовное единство. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» - воскликнул Николай Евдокимович, прозванный ещё в студенческие Подкидышем.

(Проблема общности людей в годы войны).

Во время испытания нового приспособления для разгрузки трос не выдержали на платформе со страшной силой ударило Николая Евдокимовича Илизарова, и инженер получил смертельное ранение, от которого умер в госпитале. Перед смертью он взял всю вину за аварию на себя, чтобы спасти женщину, в которую был безответно, по-рыцарски влюблён всю жизнь.

(Проблема героизма в тылу).

Рассказчик понял: война не давала людям возможности и просто-напросто времени для

проявления всех своих «разнокалиберных качеств. На передовую позицию жизни выкатывались орудия главного калибра. Ими, настигавшими врага даже из дальнего тыла, была каждодневная, будничная отвага и готовность жертвовать и терпеть. Люди становились чем-то похожи друг на друга. Но это не было однообразием и безликостью, а было величием. Геройство людей, живших в бараке, было высоким.

(Проблема героизма людей в тылу, проблема влияния войны на человека).

Мама рассказчика утраивала свои усилия бесконечно. Она не расставалась с письмом «командира воинской части» и не могла забыть металлический трос, который бы не убил Подкидыша, если бы всё вовремя «перепроверили». В конце концов она заболела… Простудилась, потому что очередной цех начали возводить в январе 43, на морозе. Мать Олега вера Дмитриевна, опытная старшая сестра. сказала, что организм истощён, слабо сопротивляется, но женщины живучи. Но мама героя всё-таки умерла.

А в самом начале 44-го года мальчик получил письмо от отца. Он действительно оказался жив. В октябре 41-го его ранило и он попал в плен, бежал. Его побег кажется ему детективной историей, но на самом деле он был предельным напряжением всех сил и возможностей .

(Проблема предела человеческих возможностей).

Затем отец героя попал к партизанам, а потом воссоединился с армией. В письме отец написал о том, что какие бы он ни испытывал муки, всегда у него было утешение, что его родные и близкие в безопасности, что он может быть спокоен за них. Отец даже и не предполагал, что в тылу не как в тылу, а как на фронте, и там люди трудились на пределе своих возможностей, приближая победу и думая о тех, кто сейчас в бою рискует своей жизнью.

Рассказчик приезжает в уральский город на могилу своей матери, где не был 10 лет, и вспоминает о событиях тех далёких и тяжёлых военных лет.

(Проблема памяти).

«В тылу как на фронте!» - такой плакат висит на школе уральского городка. «Вообще-то я не люблю этого лозунга, - говорит мать Димы, - всё-таки фронт – это фронт, а тыл – это тыл». Позиция мамы Димы заключается в следующем: в тылу приходится выдерживать великие перегрузки и терпеть лишения, зато они в зоне полнейшей безопасности». Автор внутренне спорит с этой позицией, продиктованной, очевидно, скромностью героини тыла. Приметы тех лет – холодный барак, разделённый старыми скатертями и портьерами на некое подобие комнат; строительство и пуск оборонного завода на лютом морозе в немыслимо короткие сроки; тревожное ожидание вестей от близких, находящихся на передовой, бледная девушка с распухшими пальцами в почтовом отделении, измученная страданиями людей, которым вручает «похоронки», голодные, плохо одетые дети, на чьи плечи свалился груз недетских забот и недетской ответственности. Подвигом становятся каждые сутки и даже каждый час человеческой жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.