Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ рассказа Юрия Олеши «Наташа» (Литература XX века)

Рассказ Юрия Олеши "Наташа" — это прежде всего произведение, в котором отображены семейные отношения, взаимодействие между дочерью и отцом, их духовной связи, уважения и в целом понимания семейных ценностей. Несмотря на то что Олеша изображает обыкновенную бытовую ситуацию, история являет довольно важные мысли, скрытые под талантливым словом автора. О чем же он пишет?

В рассказе читатель знакомится с небольшой семьей со своими бытом, отношениями и проблемами, а значит, звучит тема "семейная", которая, безусловно, красной нитью проходит через весь сюжет. На первом плане изображены отношения Дмитрия Яковлевича и Наташи, его дочери, в которых происходит некий разлад: девушка перестает во всем доверять отцу. Страдают от этого оба: профессор от недоверия и отдаленности Наташи, а сама она — от лжи.

Из данной темы вытекает и круг проблем, которые затрагивает Юрий Олеша в своем произведении.

Проблема отцов и детей, проблема доверия, понимания, искренности, проблема семейной любви — все это составляет проблематику рассказа "Наташа". Несомненно, одними из основных является так называемый вопрос "отцов и детей", который напрямую встает в отношениях профессора и его дочери. Разрыв между родителями и детьми чаще всего образуется именно из-за недопонимания, или, как происходит в данном рассказе, из-за страха быть непонятым и осужденным, понимания пропасти между менталитетом, характером, увлечениями разных поколений. Это и преследовало Наташу в её решении скрыть правду. "— Я думала, что ты мне не позволишь..." — говорит она отцу. А он ей отвечает: "Как это глупо. ". "Глупо", что Наташа на доверяла; "глупо", что дочь не понимает разрыва между ними. Отсюда вытекают и следующие из перечисленных проблем: доверия, понимания и искренности. Мы не можем утверждать, что эти чувства утрачены в отношениях отца и дочери, но именно они становятся отправной точкой для размышлений, настигших не только героев, но и читателя. Именно отступление от них становятся причиной отдаления Дмитрия Яковлевича и Наташи. "— Эх ты, — сказал профессор, — обманывала меня" — в словах звучит явная досада, но четко ощущается понимание и любовь отца Наташи. Конечно же, проблема семейной любви также играет важную роль. Как бы больно не было отцу от обмана дочери, как бы Наташа не переживала, лгав отцу, она получает прощение, потому что семейная любовь сильнее всего и не терпит обид, недомолвок и лицемерия. Ю. Олеша обращается к вопросам актуальным, которые постоянно будут находиться вне времени. Доверие, понимание, искренность — основа отношений в семье и об этом не раз было написано и в 19 веке (Тургенев "Отцы и дети": Кирсановы, где чувства Николая Петровича схожи с чувствами героя Олеши; А. С. Грибоедов "Горе от ума": Фамусов и Софья, которая боялась признаться отцу в своих чувствах к секретарю)

Наташа, отнюдь, не эгоистка, не предательница семейных ценностей и не безответственная дочь. Она молода и проста, заботлива, и из этого следует, что ложь ее была не только из-за страха быть не принятой отцом, но более из побуждения не волновать его. Наташа не может быть эгоисткой, потому как её постоянная забота об отце противоречит этому. "Не

сердишься? Нет? Ты завтракал? Целую". В силу своей молодости она не способна усидеть на месте и постоянно стремится куда-то ввысь. Девушка, безусловно, ценит мнение отца, переживает за него всей душой, именно поэтому скрывает свое увлечение. Она понимает и глубоко чувствует волнение Дмитрия Яковлевича, ей не хочется разочаровывать его. В конце, когда она осознает свою ошибку и видит, что отец опечален ее ложью, ей становится горестно. "Тут только старичок заплакал. Заплакала и Наташа. " Не зря Юрий Олеша называет рассказ её именем. Так, он подчеркивает важность образа девушки, ее роль не только в рассказе, но и в жизни Дмитрия Яковлевича.

Сам Дмитрий Яковлевич — пример любящего, заботливого и понимающего отца. Его чувства автор описывает с наибольшей чуткостью и точностью. "Его всё раздражало. " — пишет Олеша, когда профессору, в одиночестве встречающему утро, становится горько от непонимания дочери. "Он думал о том, что его дочь

Наташа плохо к нему относится. " Но Дмитрий Яковлевич не сидит на месте, не позволяет разрыву расти. Он, зная правду, не тревожит Наташу, но приезжает, тянется к ней. О том, что профессор приезжает туда не впервые, говорит следующее: "— В прошлый раз я здесь стоял? Здесь". Без Наташи он чувствует себя потеряным, словно часть его души бесследно исчезает. Вот она, истинная связь отца и дочери, невидимая, но невероятно сильная. Также герой не держит зла на дочь, когда та получает травму, когда ее ложь становится очевидна. Он прощает ее и думает вовсе не о собственном несчастье, а о том, как важна для него Наташа, как сильно он переживает о ней. Только по-настоящему любящие родители принимают и прощают своего ребенка, и уничтожают тем самым барьер поколений, который может встать между поколениями "отцов и детей".

Композиционно рассказ можно разделить на 4 части: одинокое утро, порыв и поездка, наблюдение за парашютистами и встреча с Наташей. Каждой части принадлежат свои особенности, которые выражаются в различных художественных деталях, описаниях, настроении героя. В первой части мы встречаем опечаленного, даже раздраженного профессора, одиночество которого автор подчеркивает описанием завтрака: "Стол был накрыт на одного". В квартире он находится совершенно один, пространство сужается до небольшого мира профессора, где есть место дочери и любви к ней. "Он очень любил дочь". Вторая часть примечательна тем, что в ней появляется смех. Злой и отталкивающий. Смех, заставивший Д. Я. почувствовать оторванность от молодого поколения, к которому относятся дочь, шафер, Штейн. Он как бы олицетворяет тот разрыв между поколениями, который наиболее остро чувствует именно профессор. Ему кажется, что водитель "в заговоре с Наташей", и он, не отстающий от бега времени, кажется Дмитрию Яковлевичу насмешником, хотя на самом деле таковым не является. Страх отстать от современности и потерять связь с дочерью

прослеживается в каждой его мыс

ли: "Он называет меня «Мой старик». Я знаю, что он сейчас думает: «Мой старик не в духе»". В третьей части действие переносится в природу, появляется пейзаж. "Старичок испытывал грусть и нежность и видел, как через трещинки в полях панамы к нему проникает солнце. " Профессор вдруг обретает спокойствие, он оказывается рядом с дочерью, но она где-то в вышине, там, где нет место ни ему старому, ему кажется, там не найдется место и ему. Но четвертая часть дает понять, что Все мысли об оторванности от дочери, страха показаться чем-то забытым, отставшим, устаревшим, были только лишь мыслями. В действительности же все оказалось не так. Наташа, скрывавшая правду, боялась неодобрения, а не стыдилась "старика", и смех

в конце оказался добрым, разрушающим пропасть между двумя поколениями. "Все трое и ещё женщина в халате смеялись".

Автор с трепетом описывает чувства и переживания главного героя, профессора Дмитрия Яковлевича. Он отзывается о нем нежно, называет уменьшительно-ласкательно "старичок", большое внимание уделяет внутреннему миру, мыслям героя. Авторское отношение к Наташе, скорее, добродушное. Она молода и порывиста, совершает ошибку, скрывая от отца свое увлечение, но, тем не менее, Олеша даёт ей шанс понять, что она оступилась и вновь сблизиться с отцом.

Таким образом, проблема разрыва поколений является довольно злободневной и не утрачивает своей актуальности по сей день. Взрослые часто сталкиваются со страхом быть непонятыми собственными детьми, показаться для них чем-то устаревшим и совершенно забытым. А дети, в свою очередь, не могут полностью довериться родным, также боясь осуждения и непринятия. Юрий Олешин в рассказе "Наташа" и говорит о том, как важно сохранять в семейных отношениях искренность, доверие и понимание, как важно преодолевать барьер поколений и, не оглядываясь не предрассудки, ценить родственную связь между родителями и детьми.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.