|
Вы здесь: Критика24.ру › Грибоедов А. С.
Анализ произведения «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)1. Время написания — 20-е годы XIX века, за несколько лет до восстания декабристов. 2. Этим объясняется проблематика пьесы: a) проблема «лишнего человека»: Чацкий противопоставлен своему социальному слою, т. е. представитель дворян-крепостников выступает против крепостного права, преклонения перед иностранцами, косности и устаревших взглядов на жизненные цели (например, преклонение перед внешним проявлением успешности в жизни:
в) проблема единомышленников: одинок ли Чацкий? В системе действующих лиц в комедии у него соратников нет. Репетилов — пародия на социально активную личность, способен только «шуметь» — дел нет. Но в пьесе упоминаются люди, бросившие вызов государственным устоям: профессора университета «упражняются в расколе и безверье», а родственник одного из персонажей «службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать», хотя ему «следовал чин», то есть повышение по службе. г) проблема патриотизма, борьба с преклонением перед иностранцами: В монологе «Французик из Бордо» Чацкий говорит о «жалком, слепом» преклонении перед иностранцами, о презрении к родному языку, о смешении «французского с нижегородским». Приехавший в Россию француз «не нашел ни звука русского, ни русского лица». Чацкий хочет, чтоб «умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев». д) проблема долга, чести, добросовестного отношения к делу:
3) Система образов: в пьесе просматриваются черты классицизма: образы резко делятся по принципу антитезы. а) отрицательные персонажи: Фамусов, Скалозуб (о нём Чацкий сказал: «созвездие маневров и мазурки»), Молчалин (по словам Чацкого, «пустейший из самых бестолковых»). В Молчалина влюблена дочь Фамусова, а он играет роль благородного рыцаря из карьерных соображений, говоря со служанкой Лизой, объясняется ей в любви и признается, что «делит любовь печальной нашей крали» ради повышения по службе. Девиз Молчалина:
София Павловна, дочь Фамусова, знает жизнь по французским романам, придумала себя романтическую любовь к бедному, но благородному, как ей кажется, Молчалину. Не разбирается в людях, не видит в Чацком положительных качеств, заявляет о нем: «Не человек — змея! Он славно пересмеять умеет всех!». Когда Чацкий иронически отозвался о Молчалине, Софья отомстила, сказав, что Чацкий — сумасшедший, и эту сплетню подхватило светское общество. б) Положительные: Чацкий как борец с крепостным правом, патриот, человек долга и чести. Служанка Лиза: лучше своей барышни разбирается в людях, говорит о Чацком: «умён, и весел, и остёр!». Не доверяет Молчалину, умеет перехитрить Фамусова, переводя стрелки на часах. В образе Лизы — традиция Мольера, драматурга 18 века (периода классицизма). В пьесе «Мещанин во дворянстве» слуги Люсиль и Ковьель — умнее своего господина. 4. Композиция. 1) Экспозиция: утро в доме Фамусова. 2) Сюжет. Завязка.
Молчалин упал с лошади, у Софьи обморок. Чацкий высказался о Молчалине с насмешкой. Софья решила отомстить. Чацкий не может поверить, что такое ничтожество, как Молчалин, может быть ею любимым. Кульминация: бал в доме Фамусова. Среди собравшихся дворян, которые пришли веселиться, Чацкий вдруг произносит совой монолог «А судьи кто?». Светское общество не понимает, зачем Чацкий это говорит. Софья распускает сплетню о сумасшествии главного героя — он становится объектом насмешек, пересудов. Продолжение действия. После бала Фамусов рассказывает о своих планах на неделю («зван на форели», затем «должен у вдовы, у докторши, крестить…» — о работе нет речи) Чацкий возмущается засильем иностранцев (монолог «Французик из бордо») Микрокульминация – срывание масок. Молчалин объясняется Лизе в любви, а Софья Павловна и Чацкий становятся невольными свидетелями. Развязка. Софья Павловна убеждается, что в Молчалине ошибалась. Фамусов в гневе собирается отправить дочь «к тётке, в Саратов», раз она была готова отдать своё сердце бедному Молчалину. Чацкий огорчен, что потерпел неудачу и в любви, и не нашел поддержки своим взглядам: Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету! 5. Жанр — комедия в соответствии с принципами классицизма: 1) Деление героев на отрицательных и положительных по принципу антитезы. 2) Говорящие фамилии (Молчалин — тот, кто перед вышестоящими слова не проронит, Чацкий — от Чаадаев, борец с крепостным правом, друг Пушкина). 3) Единство места (дом Фамусова), времени (действие в течение 2-х суток), действия (комедия, сатира на общество, в котором самый умный воспринимается как сумасшедший — отсюда название «Горе от ума»). 4) Главный герой — носитель передовых взглядов, человек с активной жизненной позицией, стремящийся влиять на умонастроение других персонажей. 5) Конфликт развивается от личного (любовный треугольник) к общественному (противостояние Чацкого и фамусовского общества). И в личном, и в общественном Чацкий терпит фиаско: общество не готово принять передовые взгляды героя, который крепостников пытается убедить в необходимости отмены крепостного права. Чацкий — гражданский герой, борец, трибун — в нём нет черт романтического героя из французских романов, прочитанных Софьей, поэтому чувство Чацкого не нашло в её сердце отклика. 6. Элементы реализма в комедии: сатирическое изображение светского общества («Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два!»). Картины жизни крепостных в монологе Чацкого «А судьи кто?». 7. Элементы романтизма: герой-одиночка действует «здесь и сейчас». Практически ничего не известно о путешествии по Европе — ничего не говорится и о будущем. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Барнс Внимание! Спасибо за внимание.
|
|