Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (Школьные сочинения)

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною,

чтобы воздать каждому по делам его.

(Отк. 22:12)

Михаил Афанасьевич Булгаков - великий писатель. Много замечательных известных произведений вышло «из-под его пера»: «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Записки на манжетах», «Дьяволиада» и многие другие. Что примечательно: многие из них так и не были опубликованы при жизни автора. Одним из таких является роман «Мастер и Маргарита» - самый загадочный из романов русской литературы, роман, который в народе официально называют «Евангелием от Сатаны». В общей сложности Булгаков работал над ним двенадцать лет. На начальном этапе Михаил Афанасьевич даже избавился от творения, но, как позже он сам написал в романе, «рукописи не горят». Более работа не прекращалась. Правки вносились бесконечное множество раз практически до самой смерти автора. Близкие друзья, слышавшие отрывки из произведения, хоть и восхищались талантом Булгакова, искренне не понимали: зачем он это пишет? И правда, ведь совершенно ясно, что никто этот роман не опубликует, а писатель зря тратит время.

Несмотря на это произведение было завершено, но «шепотки» оправдались: свет увидел «Мастера и Маргариту» только в конце 60-х годов двадцатого века. Это заслуга последней жены Булгакова – Елены, которой удалось сохранить роман и устроить его публикацию.

В своем произведении Булгаков раскрывает глубокие философские темы. Центральная из них та, которая волновала великие умы в прошлом, та, которая будет актуальна всегда – тема добра и зла. Две противоборствующие силы. В романе идет борьба не добра со злом, а против зла. Но добро ли борется?

Действие романа «Мастер и Маргарита» разворачивается сразу в трех мирах: современный, в котором описывается Москва 20-х годов; потусторонний – мир Воланда и его свиты; библейский, в котором рассказывается история Иешуа Га-Ноцри, что с иврита переводится как Иисус из Назарета.

Один из главных героев – Воланд, представитель потустороннего мира. Сатана – зло. Это стереотип. Воланд прибыл в Москву для того, чтобы узнать, изменились ли люди. Его нельзя считать ни добром, ни злом. Он только обнаруживает пороки, грехи людей, чтоб «воздать каждому по делам его». Он вершит правосудие. На «сеансе черной магии» Воланд подмечает, что люди не изменились, что они как были эгоистичными, алчными и глупыми, такими и остались. Каждый, в конце концов, получает по заслугам: Берлиоз умирает на трамвайных рельсах и, став кубком Воланда, попадает в небытие за свое неверие; Степа Лиходеев за свою разгульную жизнь был «сослан» в длительный обморок, представляющемся ему не самым радостным путешествием в Ялту; Варенуха превращен в вампира за ложь и хамство; Алоизий Могарыч за жадность и за предательство ради личной выгоды был выгнан из квартиры.

Главная героиня Маргарита не является явным воплощением добра, поскольку превратившись в ведьму, решила отомстить критику Латунскому за своего Мастера и его загубленный роман. Да и вообще, она пошла на сделку с дьяволом, а это не есть хорошо. Хотя при всем этом цель была только одна: спасти любимого Мастера. Но на пути достижения своей цели она проявляет милосердие, когда в первую очередь просит не для себя, а для незнакомого человека – для Фриды, а впоследствии и для Понтия Пилата, считая, что его грех несоизмерим с наказанием за него.

В Ершалаиме представителем добра является Иешуа, тот, чье имя хоть и напоминает нам о сыне Божьем, не считается сыном Божьим, но все же характеризуется как повелитель сил Света (в одной из последних глав именно он просит Левия Матвея передать Воланду, чтобы тот даровал Мастеру и Маргарите покой). Он единственный во всем романе верит в людей, верит в то, что от рождения каждый человек добрый, а злым его делает жестокое с ним обращение.

Понтий Пилат представлен суровым прокуратором, которому, как оказалось, не чуждо милосердие. Он был близок к тому, чтобы оправдать Иешуа, которого приговорили к казни за его неправильно понятые народом проповеди. Но, побоявшись потерять власть, Пилат выносит окончательный приговор: «Преступник!». Трусость – страшный порок, как говорит Иешуа. И за свою трусость наказан был прокуратор иудейский муками совести, двенадцатью тысячью бессонных ночей.

Иуда из Кириафа, жадный предатель. Можно провести параллель с человеком из «современной» Москвы – Алоизием Могарычем, как и он, Иуда предал ради личной наживы, за что и был наказан смертью.

Добро и зло будут существовать вечно. Два этих понятия взаимосвязаны: одно не может быть без другого, ведь все познается на контрасте. Каждый человек сам выбирает - творить зло или добро, но каждый же должен понимать, что за свой выбор ему придется ответить.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.