Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

17.2 В чём состоят преступление и наказание Раскольникова? По роману Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)


Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” разрушает привычный детективный сюжет. Произведение написано от обратного: с самого начала мы знаем замысел, мотив и лицо убийцы. Так что же заставляет читателя следить за движением сюжета на протяжении сотен страниц? Двигателем истории является философская проблема, которую поступательно решает в своём романе Достоевский. Рассмотрим, как она выражается в произведении и каково же преступление и наказание главного героя.

Главный герой — Родион Раскольников, бывший студент, который влачит свое существование ”задавленный бедностью”. Жизнь “униженных и оскорблённых” (о которых достоевский высказывается, используя антитезу: “в бедности вы ещё сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто”) в Петербурге, символически окрашенном тлетворным желтым цветом, для него невыносима.

автор описывает, как один подслушанный разговор студента и офицера в кабаке стал толчком к совершению страшного убийства двух человек. Студенты восклицают: “Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!”, — и Раскольников идет на преступление, чтобы отомстить за всех доведенных до нищеты и нравственных мучений людей. автор намеренно дает портрет Алены Ивановны, которая наживалась на ростовщичестве, антагонистическим, что подчеркивают эпитеты: “это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая”. Избавившись, как ему казалось, от корня всех бед, Родион не может исправить ничье положение, хотя взял много ценных вещей из тайника старухи-процентщицы. Почему же автор описывает внутренний монолог героя так: “Куда же идти? это уже было давно решено: бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом”.

Главный герой убивает не из нужды. У него была более важная цель — проверить свою теорию о двух разрядах людей. Автор. используя антитезу, раскрывает суть теории: “Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных) то есть так сказать на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных и собственно на людей, имеющих дар или талант в среде своей сказать новое слово”. И герой задается риторическим вопросом: “вошь ли я, как все, или человек? тварь я дрожащая или право имею?”. Раскольникова терзает не бедность и не страх, а нужда вселенская, презренная жизнь униженных и оскорбленных. Важно отметить, что герой анализирует свои действия и причину зла он видит в самой природе человека, законе, дающем право сильными и бесправие слабым. Но ошибка героя состоит в том, что он вместо того, чтобы бороться с безнравственным строем, следует его законам. А главное преступление Раскольникова заключается именно в создании теории и решении её проверить. Тогда возникает другой вопрос, если преступление — проверка теории, то почему наказание на каторге не влияет на состояние героя?

Наказание заключается в самом Раскольникове. Вспомним сон о забитой клячонке. использованные автором после сюжета сна Лексические повторы и риторическое восклицание подчеркивают мучительность мысли об убийстве: “неужели я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей (Алёне Ивановне) череп? Я ведь не вытерплю, не вытерплю!”. Данный прием показывает читателю, что Родион ценит жизнь, ему чужды беспощадность и презрение к другим. От мук совести главный герой вынужден расстаться с самыми близкими (сравнение: “он отрезал себя будто ножницами”), ведь стыдится дышать с ними одним воздухом. С внутреннего конфликта (что подчеркивает говорящая фамилия, отсылающая к расколу в душе) начинается нравственное испытание Раскольникова и собственно его наказание. В нем борется человеколюбие и гуманность (упоминается, что герой спас детей из горящего дома) с максималистским стремлением к справедливости, с желанием сделаться наполеоном. Для развенчания теории Родиона автор составляет систему образов-двойников. Теория Лужина о “целом кофтане”, “разумном эгоизме”, и теория Свидригайлова о ста добрых делах взамен на единичное зло опошляют теорию Раскольникова, показывают её несостоятельность. Развязкой произведения и внутреннего конфликта является сон о трихинах. В нем метафорически показано, как мир приходит к разрушению после появления болезни, из-за которой все люди уверовали в свою уникальность и совершенство. Автор показывает как торжество индивидуализма уничтожает нравственные связи между людьми и Достоевский в этом сне ищет людей, что начнут новый род человечества, но, к сожалению, таких никто не видел. Ведь тяжело переболеть тем, чем переболел Раскольников. И только в финале главный герой наконец понимает свое наказание и отказывается от бесчеловечной теории.

Таким образом, Достоевский провозглашает идею о том, что нельзя прийти к благу, совершив зло, даже если добро перекрывает преступление. Кроме того, автор считает, что наказание в виде тюрьмы, всеобщего осуждения не может спасти человека. Согласно взглядам почвенников, к которым относился достоевский, нравственное совершенствование падшего может исходить только изнутри от собственной воли. Так преступление искупается страданием.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение