—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

¬оенна€ проза в литературном процессе 1940-х Ц 1980-х (Ћитература XX века)

ќказываетс€, война

не завершаетс€ победой.

Ѕ. —луцкий

I

¬оенна€ проза 1941 - 1945 гг. отличаетс€ тем, что еЄ создавали литераторы, отправившиес€ на фронт, чтобы реабилитировать патриотический дух народа, в соответствии с правилами соцреализма воспеть героизм советского человека в бою и в тылу. Ќаиболее известным текстом такого рода, как ни странно, стала поэма ј. “вардовского Ђ¬асилий “Єркинї. ѕрозаические произведени€ трудно на пам€ть пересказывать товарищам, в то врем€ как поэзи€ Ч отличный способ настроить отр€д на приближающуюс€ победу. Ћитература этого периода ещЄ не ставила вопросов о причинах войны и о тех последстви€х, которые она принесЄт последующим поколени€м.

¬ 1946 году Ѕ.

ѕолевой пишет Ђѕовесть о насто€щем человекеї, котора€ предвосхищает ключевую установку военной прозы: персонаж (и каждый из нас) способен преодолеть самые страшные испытани€, сохран€€ при этом лучшие качества своего характера, просто потому, что он чувствует себ€ частью огромной непобедимой страны. »нтересно, что если на данном этапе в изображении войны доминирует героика и некотора€ стихийность, то далее более ощутимыми станов€тс€ принципы схематизма, идейной выхолощенности, лакировки реального поле бо€. —оветские солдаты нередко позиционируютс€ как люди Ђбез страха и упрЄкаї, ведь их временные колебани€ неизбежно преодолеваютс€ благодар€ чувству долга и помощи мудрых наставников. ¬ Ђѕовести...ї ѕолевого судьбоносное решение о возвращении лЄтчиков в строй ћересьеву помогает прин€ть безым€нный  омиссар.

–азумеетс€, места дл€ показа трагических аспектов войны в рамках такого пафоса почти не оставалось. ќриентаци€ на так называемую Ђвоспитательную силу подвигаї заставл€ла писателей всЄ больше отходить от принципа жизнеподоби€, выдумывать персонажей и обсто€тельства их поступков. ќтчасти это было св€зано с особенности Ђавторского отр€даї: он сплошь и р€дом состо€л из начинающих журналистов. —ами воины Ч пехотинцы и артиллеристы, танкисты и лЄтчики Ч ещЄ не успели прийти в литературу. Ќесгибаемое мужество, молниеносные победы, земл€-партизанка Ч звучит налицо нелепо, но именно так, по мнению руководства страны, мог быть усвоен главный литературный урок.

Ѕитвы описаны Ќекрасовым в манере сдержанных, официально-нейтральных сообщений. ¬ лоб не говоритс€ о героизме, лишь показываетс€ предельное напр€жение сил и самоотдача на фронте.  ритическое положение дел провоцирует героев быть откровенными, обсуждать острые темы.

ќфициальна€ статистика расходитс€ с реальностью: в донесени€х указываютс€ потери противника, в несколько раз превосход€щие наши. ѕорой доходит и до курьЄзов: сбитый немецкий самолЄт записывают в свой актив сразу три батальона, дабы улучшить Ђплановыеї показатели.

II

¬ качестве образца авторы вз€ли толстовский принцип изображени€ военных действий Ч человек показывалс€ таким, каков он есть на самом деле, его неидеальность даже приветствовалась.

¬ 1970-е Ц 1980-е годы в военной прозе усиливаетс€ документальное начало. ќдна из таких книг Ц ЂЅрестска€ крепостьї —. —мирнова (1954 г. ), €вивша€с€ результатом многолетних поисков сведений о погибших геро€х и о тех, кому удалось выйти из осаждЄнной крепости. Ўироко известна также, например, ЂЅлокадна€ книгаї ј. јдамовича и ƒ. √ранина (1977 - 1981 гг.). »з воспоминаний женщин, переживших событи€ войны, собран роман лауреата Ќобелевской премии —. јлексиевич Ч Ђ” войны не женское лицої (1985 г.).

 роме того, расшир€етс€ и жанровый репертуар военной прозы: по€вл€ютс€ произведени€, т€готеющие к эпопее или роману-хронике, где предприн€та попытка осмыслить войну как особый исторический этап, вы€вить еЄ истоки и последстви€. ќдно из самых известных произведений такого рода Ч трилоги€

 . —имонова Ђ∆ивые и мЄртвыеї (1959 - 1972 гг.):

јвтор изображает войну разнопланово, итогом становитс€ широка€ эпическа€ картина войны в духе

Ћ. Ќ. “олстого.

Ќесколько более глубоким по проблематике и охвату материала стал роман-эпопе€ ¬. √россмана Ђ∆изнь и судьбаї, написанный ещЄ в 1940 - 1950-х годах, затем арестованный  √Ѕ и впервые опубликованный в ———– лишь в 1988 году. ¬ книге показаны разные стороны и участки войны: бои за —талинград, атака танкового корпуса, которым командует генерал Ќовиков, жизнь и работа физика ¬иктора Ўтрума в эвакуации, судьба его матери в еврейском гетто и расправа над евре€ми в немецком концлагере и др. ¬се эти эпизоды автор объедин€ет в художественное целое, перед читателем проход€т сотни эпизодических персонажей Ч каждый со своей судьбой. ¬се они оказываютс€ охваченными некой силой прит€жени€, как в романе Ђƒоктор ∆ивагої Ѕ. ѕастернака. √ерои √россмана сражаютс€ на два фронта Ч с тоталитарным и очевидным фашистским врагом. √лавна€ иде€ романа состоит в том, что человек сможет стать победителем в том случае, если он внутренне свободен, прежде всего, в услови€х пограничных.

÷»“ј“ј: Ђ“ак выразила себ€ народна€ победа. Ќе в церемониальном марше войск, под гром сводного оркестра, не в фейерверках и артиллерийских салютах, а в сыром ночном деревенском покое, охватившем землю, город, ¬олгу...ї.

III

“аким образом, военна€ проза зан€ла особое место в литературном процессе 1940-х Ц 1980-х годов. ¬елика€ отечественна€ война стала не просто темой, а целым материком, где на жизненном материале особой цены разрешаютс€ едва ли не все идейные и эстетические проблемы современной жизни.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение