Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н. А. Бердяев) Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» (Итоговое сочинение (декабрьское))

В своём высказывании Н. А. Бердяев сравнивает степень возможного проявления негативных качеств зверя и человека, и это сравнение оказывается не в пользу людей. Попробуем доказать это утверждение через обратное.

Ярким примером падения человека в великих литературных произведениях, на мой взгляд, является преступление Родиона Раскольникова. Раскольников, пытаясь доказать самому себе, что он выше зверя, или, используя лексику самого героя, твари дрожащей, идет на страшного преступление: совершает убийство старухи.

Тем самым, Раскольников не просто превращается в зверя, он превосходит любого из самых кровожадных хищников. Звери убивают только для пропитания ради собственного выживания. Они просто не могут поступить иначе, природа создала их плотоядными, их удел — охотиться на свою добычу. У Раскольникова подобной непреодолимой необходимости не было, мучившую его проблему можно было бы решить не причиняя вреда другому, не разрушая, а созидая.

Ещё страшнее, когда люди убивают ради забавы. Тронувшим меня до слез примером была сцена казни Остапа в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». За жестокими изощренными пытками наблюдает толпа. Наблюдение за казнью — обычное дело для того времени. Людей всегда привлекали кровавые зрелища, будь то казнь врагов и преступников или битва гладиаторов. До сих пор не может отказать себе человек в таких зрелища, об этом красноречиво говорят высокие рейтинги различных боев без правил и видеоролики с издевательствами над кем-то. Пытаясь себя развлечь, скуки человек, подобно маленькому котенку, играет с жертвой. Но животные играют с добычей, пойманной родителями, не ради забавы, а оттачивая навыки охотника, повинуясь инстинктам, обеспечивая себе навыки для выживания в будущем. Человеку такая игра никаких полезных для выживания навыков не принесет, она только спасет от скуки, которую легко можно было бы преодолеть в созидании чего-то прекрасного.

Совсем иначе убивает старый рыбак Сантьяго в повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Старик не желает рыбе зла, он подобно зверю убивает ради выживания. В результате поступок Сантьяго не вызывает чувства осуждения, антипатии, читатель проникается глубокой симпатией к мудрому моряку. В повести Хемингуэя человек вступает в схватку с зверем, которого он уважает и любит. Победа над рыбой не приносит старику ни эйфории, ни радости. Всю ночь он посвящает философским рассуждениям о своем праве убить рыбу. В результате он приходит к выводу, что убить может только тот, кто любит. Именно любовь к своей добыче позволяет старику, совершая звериный акт убийства, сохранить свою человечность и не пасть ниже зверя.

Но любовь старика Сантьяго созидательная, она позволяет ему видеть красоту окружающих его созданий, восхищаться силой и мощью природы, она не вызывает страстей в его сердце, а заставляет разум осмыслять и понимать высшие ценности жизни. Но любовь бывает и другой, порой она ослепляет и заставляет человека совершать страшные, жестокие, порой непоправимые поступки.

Таким образом, человеку, в отличие от животных, дан разум, который способен удержать от деструктивных поступков, и выбор — удовлетворять свои потребности разрушая или созидая. К сожалению, бесконечные войны и преступления показывают, что имея все возможности не совершать жестокие действия относительно других, человек продолжает падать так страшно, как не падает ни один зверь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.