Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




А. Яковлев «На тракте» (Анализ стихотворения, стиха)

Тема стихотворения раскрывает состояние (душевное, психическое) человека в этом мире. Можно было бы сказать «в современном мире», но в подобном состоянии человек уже находится долго (на мой взгляд). Тема — отношение человека к окружающему миру. Можно конкретизировать, что это отношение бездумное (как у олигофренов), парадоксальное, губительное как для человека, так и для всей Вселенной.

Итак, тема стихотворения — губительное, бездумное отношение человека к окружающему миру.

Пафос трагичен, особенно он раскрывается в последних строчках «трепещущей Вселенной», «я с ними был», «я был один из нас».

Лирический герой — обычный человек, «один из нас».

Он наблюдает за тем, как умственно больные люди совершают, на первый взгляд, обычные движения — ловят бабочку, но к концу стихотворения взгляд на происходящее изменяется: они ловят или убивают? Ведь если бабочка окажется между ладонями, «хлопающими в такт», она погибнет. Олигофрены невольно оказываются губителями прекрасного мира, но и сам герой считает себя одним из них «я с ними был», да и всех людей таковыми считает «я был один из нас». Почему к такой мысли приходит автор? Проследим за поэтической мыслью.

В погоне за мимолетным, в сиюминутном желании любыми способами обладать чем-либо удивительным мы губим и окружающий мир, и свою жизнь. Мы не умеем просто любоваться, наслаждаться красотой мира, потребительское бездумное отношение привело к тому, что все мы стали олигофренами, совершаем глупые поступки от «переизбытка» ума (горе от ума). Перемудрили мы своим отношением к миру, своей ролью во Вселенной. Не ценим настоящее, прекрасное, которое мимолетно, как бабочка, нам кажется, что все еще впереди, а настоящий момент, как «бельмо на глазу», мешает нам. Человек за чередой своих формальных, искусственных дел не замечает истины мира, оказывается на одном уровне с психически больными людьми. Чувствуется в последних словах героя боль за человечество и каждого из нас (авторская позиция).

Интересна система образов и мотивов в стихотворении. Олигофрены, хлопающие в такт, то есть выполняющие однотонные, машинальные действия, напоминают чем-то людей единого государства, которые аплодируют бездумно, равнодушно, механически. Прослеживается мотив безысходности. Также привлекает внимание образ бабочки — марки от письма. Письмо — это всегда новость, известие, оно не дойдет без марки (естественно). Что это за письмо? Возникает мысль о том, что это письмо самой Вселенной, которая зовет людей в настоящий мир — «сверхземное». Но слова Божественные о верном пути могут быть не услышаны, потому что убить бабочку (убрать марку на письме) — значит не получить наставления, не услышать слов переживающей за человечество «трепещущей» Вселенной. Мотив предостережения человечества от гибели.

Конечно, сочетание «горе от ума» отправляет нас к герою Грибоедова, который ничего в этом мире не видит, кроме своей проблемы (нелюбви Софьи) и потому выглядит немного смешно, нудно, скучно. Гонится за тем, чего нет в реальности (нет любви). Если бы он оглянулся вокруг, то увидел: ведь мир-то прекрасен (это касается любовной линии комедии, но не общественной). Так и каждый из нас живет в своей проблеме, своем мирке, а настоящая жизнь ускользает. Мотив предупреждения.

Все произведение построено на принципе контраста. Рядом находятся разные по стилистической окраске слова, которые указывают на парадоксальность ситуации: «она звала в сверхземное» (высокий стиль) — она «как на глазу бельмо» (фразеологизм — низкий стиль); «до мурашек основное» (оксюморон), «летящей (старославянизм) напролаз (разговорное слово). Парадокс в том, что человечество своими руками губит красоту мира, в которой заключается единственное его спасение.

Выразительные средства также помогают раскрыть идейный замысел стихотворения. Эпитеты «летящая бабочка», «трепещущая Вселенная» придают эмоциональность, легкость, нежность этим образам. Глубина мысли достигается благодаря сравнению «бабочка, похожая на марку». Повтор (анафора) «я с ними был — я был» используется для того, чтобы обратить внимание, сконцентрировать его на том, что каждый причастен к этому парадоксу жизни. Тем более они являются заключительными и звучат как ужасное озарение, вывод всему, что происходит с людьми.

Пространство постепенно расширяется, бабочка летит вверх, а потом снова сужается, возвращаемся к герою, вниз, который наблюдает за происходящим. Это была попытка взлететь, пока она не удалась. Проведённый анализ показывает, что данное стихотворение- философское.

Авторская позиция: «Откройте для себя мир прекрасного. Берегите его, он так прекрасен и хрупок»

Ассоциации: вспоминается бабочка из рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром», где герои, наступив на бабочку, изменили будущее, изменили мир в худшую сторону.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.