Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




По тексту Б. Л. Васильева «Не стреляйте белых лебедей» (ЕГЭ по русскому)

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней-работник», — формулирует одно из своих убеждений герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Точка зрения Базарова точно отражает перемену в отношении человека к природе, начавшуюся с середины 19 века и сопровождавшуюся крупными научными открытиями (разработки Ч. Дарвина, открытие пенициллина, расшифровка ДНК, попытки клонирования). И когда загадки мира были разгаданы, люди почувствовали себя властителями, которым дозволено все что угодно. Проблему потребительского отношения к природе затрагивает Б. Васильев в приведённом фрагменте из романа «Не стреляйте белых лебедей».

Примером такого отношения в тексте становится взгляд на природу туристов, которые посчитали, что огромный муравейник, результат труда многих поколений муравьев, не несет для присутствующих никакой пользы.

«Вот если бы у кого ревматизм», — говорит плешивый. Но ревматизма ни у кого из туристов не оказывается, а защищающие свою территорию муравьи мешают отдыхать, и туристы поджигают муравейник. Эта бессмысленная жестокость имеет единственную цель: продемонстрировать собственную силу, утвердить себя в роли царя природы, её покорителя. Л потому огонь этого крематория воспринимается туристами как «салют победы» над муравьиным государством. Потребительское отношение этих «хозяев жизни» распространяется не только на муравьев, но и на людей: Колька надувает им матрасы, Егор заготавливает дрова и выполняет другие мелкие поручения.

Противоположная точка зрения на природу и человека представлена в лице Егора Полушкина, который избрал для себя делом жизни груд лесника-человека, заботящегося о лесе и оберегающего его обитателей. Герой уважительно относится к муравьям, называя их «самостоятельными мужиками», «крепким, хозяйственным семейством». Помогая другим, Егор готов терпеть неудобства для себя: он предлагает туристам перетащить их вещи на другую полянку, уравнивая право человека и муравья на покой и комфорт. Невольное участие лесника в уничтожении муравейника результат простодушия героя и его готовности помочь, отзывчивости на любую просьбу.

Эти два полярных взгляда на мир, противопоставленные в тексте, имеют целью эмоционально повлиять на читателя и выявить авторскую позицию. Хотя оценка автора напрямую не озвучена, мы понимаем, что ему близка точка зрения Егора. Это достигается, в частности, через принципы наименования персонажей. Лесник назван по имени и фамилии, в отличие от туристов, которые имеют только прозвища: сивый, лысый и плешивый (причем эти прозвища несут явную негативную оценку, изначально указывают на ущербность героев).

Я согласна с мнением автора, что потребительское отношение к природе и бессмысленная жестокость к слабым и беззащитным не могут быть оправданы «царственным» положением человека. Для обоснования своей позиции приведу в пример повесть В. Астафьева «Царь-рыба», в которой автор оспаривает главенствующее положение человека в мире, сталкивая главного героя с огромным осетром. Движимый жаждой наживы, браконьер Игнатьич чуть не погибает, стараясь любой ценой поймать невиданных размеров рыбу. Природа мстит герою за жадность, за все его эгоистичные поступки. И только переосмыслив свою жизнь, и искренне раскаявшись, Игнатьич освобождается от уд и спасает свою жизнь.

Возможно, человека и вправду можно назвать царем природы, но он должен быть мудрым и заботливым правителем, берущим на себя ответственность за слабых и беззащитных, осознающим собственную зависимость от хрупкого баланса в окружающем мире. Ведь только такое правление пойдет на пользу и человеку и природе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.