Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль Москвы в романе «Война и мир» (Толстой Лев Н.)

В романе "Война и мир" меня заставил задуматься тот факт, что Наполеон мечтает захватить не Петербург, а получить ключи от Кремля. Для него Россию олицетворяет именно Москва. Этот город хочет он увидеть побеждённым, к нему неудержимо стремится. Не зря писатель в период захвата города Наполеоном представил Москву как символ России. А это грозное время войны она становится, как и в старину, тем русским городом, который вновь оказывается в центре событий, вновь объединяет русских людей для сопротивления нашествию врагов. Этот город — символ народного воодушевления. Он — главный в решающих для России событиях.

Все ключевые моменты войны и судеб главных героев романа связаны с Москвой. Толстой рисует картины Бородинского сражения, оккупации, пожара. Во всех этих описаниях чувствуется народный дух Москвы — символа России.

Война против Наполеона стала народной и всеобщее объединение было характерным именно для Москвы. В Петербурге в это время дворянство жило по-прежнему умиротворённо и роскошно, заботясь о собственных выгодах и карьере. Чтобы выглядеть патриотами, в салоне Анны Шерер лишь упразднили разговор на французском языке и отказались от французской кухни. Такая показуха вовсе не пахнет патриотизмом.

Явственно слышится гордость Толстого за жителей Москвы, когда они стихийно покинули свои жилища, уйдя из города. Автор говорит, что они не представляли себе, как можно встречать Наполеона хлебом-солью. Жители завоёванных европейских государств поступали именно так — подносили завоевателям хлеб-соль, веселились с ними, пускали в свои дома. Москвичи же бросили богатые усадьбы, зная, что могут всё потерять. Москва показала Наполеону своё презрение. Он ждал на Поклонной горе, что ему принесут ключи от города, предвкушая окончательную победу. И не дождался. Ему сообщили, что город пуст. Не сговариваясь, жители поняли, что нужно уйти. И только по одному этому поступку можно судить о том, что в итоге Наполеон не сможет стать победителем. Москва не покорилась, хотя и была отдана на разграбление врагу.

Толстой показывает, как вели себя главные герои романа в эти трудные для древней столицы дни. Пьер не жалеет собственных денег на снаряжение ополченцев, не боится остаться в Москве с решением убить Наполеона. Семья Ростовых размещает в доме раненых. Наташа предпочитает отдать подводы раненым, а не вывезти на них семейные ценности, стоящие огромных денег. Озабочен судьбой России её отец Граф Ростов. Он помогает армии деньгами. Николай Ростов участвует в боевых действиях и учится храбрости. Петя Ростов погибает в партизанском отряде. Не выбирает для себя хорошую и быструю карьеру во время военных действий Князь Болконский. Для него унизительно использовать войну в корыстных целях. Он честно воюет и погибает от ранения. Показывает Толстой и тех немногочисленных москвичей, которые думают во время народных бедствий о собственной выгоде. Например, граф Растопчин — московский генерал-губернатор, заботящийся о карьере. Или Берг, скупающий по дешевке вещи у москвичей, вынужденных покинуть дома. Но Толстой подчеркивает, что таких были единицы. Для остальных война стала бедствием, которое потребовало самоотверженности, мужества, силы духа. Этих положительных героев и олицетворяет собой в романе Москва. В её лице также объединилась в едином патриотическом порыве вся Россия. В партизанском движении были и дворяне, и крестьяне.

Большую роль в романе играет эпизод совета в Филях, когда решается судьба Москвы. Кутузов принимает сложное, но единственно правильное решение. Нельзя было потерять остатки армии. Сохранение армии было важнее, чем оставление Москвы. И только великий стратег мог принять такое непопулярное, но мудрое решение. Мы видим, что Москва сожжена, разграблена, но не покорена. Она осталась жива духом. Толстой показывает в романе Москву, как древний город, близкий народному духу, вековым традициям и обычаям. Цельную сущность города трудно разрушить, могучий дух нельзя сломить. Благодаря этому неразрушенному духу и можно назвать роль Москвы в романе одной из главных, ставшей объединяющим началом для всего повествования.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.