Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Специфика русской ментальности в сказе «Левша» (Лесков Н С)

Русские люди в Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе делятся на две большие группы: знатные люди, служащие царя, военные и простые бедные крестьяне, ремесленники.

Образование играет важную роль в жизни и тех, и других, но это не то образование, к которому мы привыкли. У крестьян долгое время не было доступа к образованию в классическом понимании, мало кто из них умел читать, а если читали, то только священные книги. О письме, счете и других учебных навыках не стоит даже упоминать — все они были максимум на бытовом уровне.

В «Левше» это очень точно отражено в общении самого Левши и англичан, которые расспрашивают героя о его образовании.

В этом эпизоде очень четко видно разницу менталитетов русских и англичан. Левшу пытаются переманить на свою сторону с помощью обещаний образования, возможностей, но он доволен тем, что имеет.

Для англичан самоценность, развитие умственных навыков — одна из главных целей в жизни. С помощью образования они могут оптимизировать производство, достичь успехов в механике.

Русский не знает арифметики, как англичанин, но он добрый, честный, духовно развитый человек, и эти качества намного важнее, чем предметные знания.

Духовная развитость делает человека человеком, а не машиной по производству стальных механизмов.

О духовном развитии Левши говорит, например, эпизод, где ему предлагают жениться на английской девушке, и, чтобы узнать ее поближе, предлагают устроить «грандеву». У Левши нет намерений жениться на английской девушке, он хочет жить по русским обычаям. Ему неприятно это предложение, так как он уважает всех людей, и не хочет обманывать девушку и пользоваться ей: «Это тем и приятнее, потому что таким делом если заняться, то надо с обстоятельным намерением, а как я сего к чужой нацыи не чувствую, то зачем девушек морочить?».

Действительно, простые русские люди в девятнадцатом веке не получали минимального образования, не знали арифметики и так далее. Но они не были глупы, ведь смогли же простые русские мастера подковать аглицкую блоху! У русских своеобразный ум: они берут хитростью, смекалкой.

Левша, как и его земляки, очень сообразительный человек. Он мог бы спасти страну от большого количества жертв на предстоящей войне, так как сразу заметил разницу в ружьях английских и отечественных. Он понял причину и смог смоделировать в голове возможные последствия, что доказывает, что Левша отнюдь не глуп.

Не только об образовании Левши мы узнаем из текста. Вот как говорится о донском казаке Платове: «Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения». Платов тоже хитер, он сразу догадался, что туляки что-то замышляют, хоть и не смог вывести их на чистую воду. Платов не глуп, но к некоторым сторонам образования у него предвзятое и даже пренебрежительное отношение. Он не видит смысла в изучении языков, для него это пустая трата времени.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.