Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какие герои ведут философские споры в произведениях русской литературы? (ЕГЭ по литературе)

Как и в романе М. Ф. Достоевского «Преступление и наказание», философские споры ведут персонажи произведений И. С. Тургенева и М. Горького и Л. Н Толстого.

Сходны рассуждения Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева о преобразовании жизни в России. В произведении Ф. М. Достоевского показан студент, доведённый до крайности нищетой, с непомерной гордостью и уязвленным самолюбием. Он не готов более терпеть и ждать, в его воспалённом мозге созревает чудовищная по жестокости теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Конечно же, он хочет видеть себя во второй категории: он жаждет одним махом, одним кровавым поступком (убийством никчёмной старухи-процентщицы) перевернуть жизнь, помочь «униженным и оскорблённым», таким как его мама и Дуня, Мармеладовым и другим.

Он не верит, что жизнь иначе может стать лучше иначе. В конце он понимает, что «не старуху убил, а себя убил». Это не выход, о чём свидетельствует сон об эпидемии, когда люди начали убивать друг друга. Герой отрекается от своей кровавой теории.

Также о переустройстве России размышляет и И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». В этом произведении показываются два лагеря: революционеры-демократы (представитель — Базаров) и братья Кирсановы. Старое поколение за либеральный ход развития России, то есть поступательный, через законы. Они чтят патриархальные традиции ("...Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры..."), верят в любовь, восприимчивы к искусству. Совсем другого плана главный герой Базаров, революционер-демократ». Он считает, что «сначала надо место расчистить», а строить уже будут потом другие, то есть он, так же как и Раскольников, готов на крайние меры. Так же и Базаров не имеет никакого чёткого плана по совершенствованию России. И подобно Раскольникову, Базаров со временем (полюбив), начинает понимать несостоятельность своей теории и так же его злит этот факт, он до последнего не торопится отрекаться от своих взглядов. Оба героя не находят единомышленников (правда, Раскольников и не ищет, хотя жаждет поделиться адом, творящимся в его душе).

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» также мы видим размышления автора о возможном переустройстве жизни. Главные его герои: А. Болконский, П. Безухов, Н. Ростов — проходят сложный путь духовных исканий. Они жаждут найти смысл жизни. В том-то и смысл, по Толстому, что судьба нравственного человека не отделима от судьбы Родины. Так А. Болконский принимает участие в военных действиях, героически сражается на поле боя под Аустерлицем, находясь под влиянием Наполеона. Подобно Раскольникову, он стремится стать весомой фигурой в истории. Но он испытывает разочарование в кумире, когда понимает, что это всего лишь маленький, напыщенный, эгоистичный человечек, которого только личная слава. Никому более добра это не приносит. Вот почему А. Болконский пробует иначе поменять жизнь: он занимается хозяйством, пробует поступательно законами изменить жизнь, сотрудничая со Сперанским, также разочаровываясь в государственной службе. Лишь в конце жизни герой понимает, что смысл существования — быть полезным простому народу, рядовым солдатам. Он, подобно Раскольникову, освободился от гордыни, стал проще, и солдаты его приняли, стали называть его «наш князь», а Раскольникова приняли каторжники. В финале романа Л. Н. Толстой показывает истинно счастливым Пьера Безухова и Николая Ростова. Они любящие мужья, близкие и понимающие. Каждый из них занимается своим делом: Н. Ростов крепкий хозяин, работает наравне со своими мужиками. Пьер же участвует в становлении тайных обществ, рассчитывая принести пользу России.

Таким образом, на примере произведений Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева мы видим, что философские споры о судьбе Родины волновали лучшие умы России. Все эти глубокие произведения объединяет мысль о том, что пролитая кровь не приносит счастья, а революционные преобразования вряд ли приведут к счастливому финалу.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.