Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




По произведению «Обломов» (Гончаров И. А.)

Илья Ильич Обломов является феноменальной личностью, характеризующей русское общество начала и середины ХIX века. Он запечатлелся я в памяти читателя, как человек, находящийся в конфликте с самим собой. Обломова можно сравнить с неподвижной рекой, которая медленно, но результативно превращается в болото, утратив веру в жизнь и в её чудеса. На протяжении всего романа мы наблюдаем не только тщетность попыток во имя того, чтобы «быть нормальным», но и противостояние болезни под названием «Обломовщина» с человеком, которого этот недуг поразил.

Сложность данного образа заключается как и во внутренней борьбе самого Обломова, так и в контрасте его личностных качеств.

В начале романа мы видим апатичного и ленивого мужчину, совершенно ни во что не верившего и не стремившегося к каким-либо «толчкам» в своей жизни. Однако, вскоре Гончаров преподносит нам кульминационную развязку характеристики Ильи Ильича: впервые мы видим нового Обломова в одной из глав, где персонаж знакомится с Ольгой Ильинской. Мы увидели мужчину, имеющего не только предрасположенность к искусству, но и способность любить. Когда Ольга исполнила арию "Casta Diva", любимую арию Обломова, услышав чудесное пение Ольги, Илья приходит в восторг: "...В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, — всё это уничтожило Обломова: он изнемог...". А позже переполненный чувствами мужчина почти признается Ильинской в любви: "...Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! — тихо сказал Обломов...".

С этого момента мы узнаем Обломова с совершенно новой стороны, и с каждой последующей главой он обогащается внутренними чертами характера перед глазами читателей. В конце концов мы симпатизируем Обломову, ведь он чист душой и прекрасен сердцем: «"...а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки...". Именно детская наивность, совершенно ненаигранная гуманность, честность, нежелание уподобляться аристократическому обществу, доброта - все это привлекало Ольгу Ильинскую в Обломове.

Простая честная девушка и чистосердечный барин — идеальная пара для создания семьи. . . Казалось бы, сама Вселенная хотела, чтобы они были вместе, ведь, возможно, даже созвучие их имен было знаком предназначения друг другу.

Однако, узнавая в дальнейшем Ольгу, мы невольно приходим к выводу, что всё-таки Илья Ильич и Ильинская являются больше противоположностями, нежели людьми, чьи интересы схожи.

Обломов чрезвычайно тих в той или иной степени в своих действиях и в своих далеко не грандиозных целях, ведь если он и стремился к чему-либо, то этой целью был бесконечный и уловимый всей душой и телом баланс, спокойствие и гармония. Барин не был заинтересован в различных обличиях всей остальной жизни 19 века: его не интересовали женщины аристократических кругов ровно настолько, как ему были совершенно скучны любые светские мероприятия. Ольга, хоть и ненавидящая лицемерие в кругах русских дворян, интересовалась жизнью Петербурга, однако отличительной чертой являлся тот факт, что Ильинская, прежде всего, практически нуждалась в неком «движении», неподвижный образ жизни Обломова не имел ничего общего с ней.

Однако нельзя винить Обломова в том, что основной причиной его разрыва с Ольгой стало бездействие, ибо в начале романа мы наблюдаем реальные усилия Ильи Ильича измениться. Мы узнаём его в совершенно новом формате: "...Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки... Халата не видать на нём [...воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает...". Но даже несмотря на несвойственную ему деятельность во имя любви, Ольге нужны были не просто постепенные изменения в нем, ей нужен был идеал своего воображения — тот, кем Обломов по факту не являлся. Так уж было заведено в Обломовке испокон веков: дворяне не нуждались в самостоятельности, поэтому отдавали своё предпочтение «ничего не деланию» во имя баланса и спокойствия. Следствием таких предпочтений стал не только Обломов, но и целое поколение ничего не предпринимавших баринов. Илья Ильич не желал любых изменений, ведь изменения — это смена траектории, чего так боялся барин.

С другой стороны, бездействие Обломова, касательно его разрыва с Ильинской можно оправдать повелениями самих двух молодых людей: в какой-то степени Ольга доминировала над мужчиной.

Ольга стремилась переделать Илью на свой лад, и вследствие этого столкнулась с тем, что ее твёрдые ожидания в течение длительного промежутка времени не были оправданы. Не говоря о том, что любое насилие над его личностью вызывало у Обломова отторжение, его характер был сформирован ещё в далеком действе, и во многом этому поспособствовала обломовщина, не дававшая ни единого шанса на спасение. Сам герой, являясь зрелым мужчиной, не мог и просто не хотел расставаться с Обломовкой в своей душе, ведь это место являлось для него раем.

И наконец, Ольге была непосильна миссия по спасению Обломова. Скорее всего, в большей степени она желала возвысить себя в своих же глазах. Бескорыстные цели поменять мужчину с легкостью могли бы обернуться восхвалением собственного «я».

Помимо этого, возможной причиной разрыва Ольги и Ильи могла стать неуверенность самого Обломова в своих силах. Он говорит: "...Нет, этого быть не может! Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками… Она всё смеется надо мной...". Обломов считал, что Ольге нужен другой человек, а подобных ему полюбить невозможно: «Этаких не любят!».

Он подсознательно знал, что она не сможет изменить его, а он в свою очередь не захочет меняться сам. Он предполагал, что даже если она примет его таким, каким он и является, то Ольга Ильинская не сможет стать частью его собственного мира, просто потому что обломовщина далека от неё самой.

Таким образом, Многочисленные разногласия во взглядах на жизнь сыграли во взаимоотношениях между Ольгой и Ильей злую шутку. С самого начала они были обречены на провал. Ведь на самом деле основная причина того, что Ольга не смогла «воскресить» Обломова заключалась в том, что с самого начала она придумала себе вымышленный образ идеального возлюбленного, требуя от него то, что ему было не свойственно. Между ними находится пропасть, поводом образования которой послужило то, что оба героя навязывали друг другу свои собственные ценности, которые в действительности были фактически противоположными принципами для их собственной жизни. Несмотря на тёплые чувства Ильи Ильича, подобные отношения не привелегии бы пару к благополучной семье, в которой царила бы гармония и взаимопонимание. Возможно, такова была задумка автора: он показал читателю, что даже любовь — наивысшая сила бытия не могла изменить катастрофу дворянства 19 века.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.