Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какую роль играет художественный прием антитеза в романе И. А. Гончарова «Обломов»? (ЕГЭ по литературе)

Главной идеей романа Гончарова «Обломов» является изображение героя в столкновении с изменениями в общественной обстановке, его неспособность противостоять новыми требованиями времени, также автор хочет выявить лучшие и худшие качества его личности — всё это ему умело удается выполнить при помощи антитезы.

Так, противопоставляя и одновременно сопоставляя Илью Ильича Обломова со своим слугой Захаром, Гончаров демонстрирует, что главный герой не ленивая, «тупая, апатическая» натура (по словам Добролюбова) он прежде всего одарен «пылкой головой», в которой мысли находятся в постоянном движении, а его ум проделывает невидимую для всех работу. Он не только лежит на диване на Гороховой улице, он переполнен внутренними стремлениями. Тогда как Захар, воспитанный так же, как и Обломов в среде провинциального дворянского быта, в отличие от своего барина действительно ленив, груб и необходителен. О чем говорит запушенная обстановка в доме, утаивание денег от своего господина или нелепые слухи, которые он распускает среди других дворовых.

Изображая двух персонажей антиподов Штольца и Обломова, автор углубляет образ и характер Ильи Ильича.

На фоне деятельного, активного и рассудительного Андрея Ивановича лучше отобразилась самая важная черта «всей души» главного героя это его «голубиная нежность», тонкая и любящая натура. Именно это качество ценит Штольц в своем близком друге. Так же при помощи этого героя Гончаров вводит в роман предысторию жизни Ильи Ильича, который некогда занимался переводами, хотел посвятить себя деятельности в творческой сфере и мечтал вместе со своим приятелем работать и «служить пока станет сил». Так автор выявляет, что Обломов всё-таки способен на деятельность, но из-за невозможности героя соответствовать требованиям нового времени выбирает пассивное созерцание жизни.

Различными являются и два главных женских образа в романе. Так противопоставляя между собой умную, чуткую, но требовательную Ольгу Ильинскую с простой, искренней Агафьей Пшеницыной, автор показывает разные пути и искания героя в обретении личного счастья. Если Ольга Сергеевна стремилась изменить Илью Ильича, стремилась пробудить его к жизни, «приказывала» прочесть книги или добиваться поставленных целей, тогда как Агафья Матвеевна любила Обломова ничего не требуя взамен. Для Ольги любовь это «долг», который должен был требовательно исполнен Ильей Ильичем, в то время как Пшеницына, наоборот, жертвует все свои силы ради благополучия любимого ей человека. Именно Агафья Матвеевна становиться тем поэтическим идеалом семейной жизни в атмосфере гармонии и спокойствия, к которому так стремился Обломов и который впоследствии обретает на Выборгской стороне.

Таким образом при помощи антитезы Гончаров выполняет художественные задачи, поставленные им в романе, и раскрывает проблематику произведения с различных сторон.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.