Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской литературе социально-психологический роман? (ЕГЭ по литературе)

Произведение М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" — первый в русской литературе социально-психологический роман, в котором писатель создал "портрет, но не одного человека", а типичного представителя своего поколения. Одной из главных особенностей данного произведения является нарушение хронологического порядка глав. Для чего же применяет автор данный приём?

В романе используется система рассказчиков, каждый из которых даёт оценку Печорину, в том числе и он сам анализирует свои поступки. Так читатель рассматривает внутренний мир героя с разных сторон, через призму восприятия других персонажей.

Об особенностях характера Григория мы узнаем сначала через рассказ Максима Максимыча — старого приятеля Печорина. В главе "Бэла" главный герой предстает перед нами эгоистичным человеком: он играет чувствами грузинской девушки, которая влюблена в него, но, понимая, что Григорий охладел к ней, ощущает душевную боль. Затем оценку персонажу даёт герой-повествователь, который уже заочно знаком с Печориным из рассказа Максима Максимыч: описывая портрет молодого дворянина, он указывает на интересную деталь — "взгляд его непроницательный, но продолжительный", он не размахивал руками во время ходьбы, что являлось признаком скрытного характера. Далее в главе "Княжна Мери" мы узнаём главного героя более подробно — из его дневниковых записей, в которых Печорин анализирует как свое поведение, так и поступки окружающих людей, ставя над ними собственные эксперименты: разоблачение Грушницкого, проверка на чувства Веры и княжны Мери. Таким образом, М. Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок глав, чтобы создать многогранный и сложный образ главного персонажа.

Более того, писатель в своем романе акцентирует внимание не на событиях произведения, их последовательности, а на внутреннем мире Печорина, и читатель наблюдает "историю души человеческой". Герой называет себя "палачом", которых нередко играет "роль топора в руках судьбы", от чего не раз испытывает раскаяние, осуждая свои пороки. Узнав о детских годах молодого дворянина, мы у знаем об истоках его душевного смятения, разочарования в жизни и скуки. Будучи маленьким мальчиком, Григорий был любознательным и чувствительным, однако окружающие не понимали его, он тщательно скрывал свои эмоции, боясь насмешки. В последующем герой теряет интерес к жизни, ничто не приносит ему радость. Автор рисует портрет представителя своего поколения и уделяет внимание его внутреннему миру.

Таким образом, писатель намеренно нарушает порядок расположения глав, чтобы изобразить полную и объективную картину характера человека своего времени, Лермонтов использует систему персонажей, дающих оценку Печорину, многочисленные монологи главного героя и его размышления о собственных пороках.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.