Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Судьба поколения в лирике М. Ю. Лермонтова (ЕГЭ по литературе)

В мире было множество великих поэтов. Каждый из них по-своему видел реальность и интерпретировал её в своих произведениях. Каждый показывал проблемы общества своего времени, указывал на пороки и надеялся на то, что люди смогут исправиться. Одним из таких авторов и был Михаил Юрьевич Лермонтов. Многие его стихотворения пронизаны беспокойством за судьбу своего поколения, страх за будущее своей страны. Данная проблема вполне оправдано появляется в лирике Лермонтова, ведь его творчество приходится на 30-е годы 19 века. Именно это время признано считать «эпохой безвременья», когда старая идея «декабризма» канула в небытие, а новая еще не сформировалась.

Лермонтов был очень чувствительным человеком и в полной мере ощущал на себе безнадёжность того времени. Все свои переживания он выражал в стихотворениях, что дает нам возможность получить полное представление о той эпохе.

В творчестве Лермонтова тема острых социальных проблем 19 века поднимается во многих лирических произведениях. Одним из самых ярких примеров можно считать стихотворение «Дума», написанное в 1839 году. Начинается произведение со строки: «Печально я гляжу на наше поколенье!». Из этого уже можно сделать вывод о той проблеме, которая будет здесь раскрываться. Автор дает нам полный портрет того поколения, которое он характеризует такими эпитетами, как «бездейственное», «бесцельное», «бесполезное». Что позволяет нам сделать вывод о том, что люди того времени не несут в себе какую-то значимость для мира, они просто существуют и повинуются власти, боясь наказания. Ведь именно в эти годы в Росси происходит ужесточении цензуры и многих других правил, которые очень сильно повлияют на людей того времени. Также интересной особенность является употребление Лермонтовым личных местоимений множественного числа, например, «мы», «наш», это говорит о том, что писатель и себя причисляет к этому поколению, что он тоже часть того общества и ничего с этим нельзя сделать. В последующих строчках автор рассуждает на тему будущего «Его грядущее — иль пусто, иль темно…» и настоящего «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», показывая нам, что жизнь в Росси 30ых 19 века была очень тяжела, никто не ставил перед собой цели, все были равнодушны к морали, никому не хотелось развиваться в разных направлениях, все просто продолжали жить, ничего не пытаясь изменить, ведь последние надежды угасали с каждым днем. Самое страшное по мнению Лермонтова, что поколение пройдет, не оставив за собой следа, будто этого времени и не существовало вовсе. Именно поэтому в конце стихотворения автор предполагает, что будущее потомки лишь с насмешкой будут вспоминать об их бесцельной жизни.

У Михаила Юрьевича Лермонтова есть ещё стихотворение, в котором он рассказывает нам об обществе того времени. Это произведение называется «Как часто, пестрою толпою окружен…», оно написано в 1840 году. При анализе данного стихотворения, мы можем разделить его на две части: первая — это настоящее время, в котором живет сам герой, действительность, наполненная обманом, и вторая — воспоминания о детстве, мечтания о том беззаботном времени, которое пролетело очень быстро, но оставило теплые воспоминания на всю жизнь. Общество в этом произведении демонстрируется нам бездушным, будто каждый человек надевает на себя маску, которую навряд ли сможет когда-нибудь снять. «Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски…». Всё, что происходит вокруг героя это фальшь, декорации, за которыми общество пытается спрятать реальность, те проблемы, которые нарастают с каждым днем, а возможности их решить с каждой секундой становится меньше. Единственным спасением для лирического героя становится мечта. Его воспоминания о славном и беззаботном детстве. Времени, когда ты можешь полностью наслаждаться жизнью и дышать полной грудью.

Каждый раз при возвращении из своих грёз герой снова оказывается в мире, где творится хаос и реальность становится для него ещё более ненавистной, чем была ранее. Но лирический герой уже полон злости ко всему свету, поэтому в последних строчках он говорит о том, что «железный стих» является его оружием, которое он готов применить против этого обманчивого мира. «О, как мне хочется смутить весёлость их, И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..». Так и заканчивается данное стихотворение, оставляя ощущение беспокойства за судьбу поэта и всего поколения.

Оружием Михаила Юрьевича Лермонтова служили его произведения. С их помощью он пытался донести до своего поколения, правительства и всего общества в целом проблемы, которые необходимо было решать. Лермонтов искренне переживал за свою страну и всеми силами старался ей помочь, но мало кто прислушивался к молодому автору. Но сам писатель старался не отчаиваться и до самого последнего надеялся на своё поколение, он не боялся осуждения, ссылок и смерти — именно поэтому его так полюбили будущее читатели, ведь он писал то, что чувствует и искренне пытался помочь судьбе своего поколения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.